Обновлено 19:11

Посольство России требует от Киева немедленно предоставить доступ к экипажу задержанного российского судна «Норд». Дипломаты будут добиваться скорейшего освобождения россиян, сообщили РИА Новости в пресс-службе посольства.

В погранслужбе Украины уже заявили, что не видят целесообразности в доступе консульских работников России к морякам с «Норда». Члены команды находятся в статусе не пропущенных через госграницу Украины.

Капитана судна Владимира Горбенко 4 апреля доставили в херсонское управление СБУ. Заседание Херсонского городского суда об избрании ему меры пресечения состоится в ближайшее время, но точная дата пока определена. Об этом сообщила ТАСС представитель так называемой прокуратуры Крыма, которая является структурой Генпрокуратуры Украины.

Ранее сообщалось, что Владимира Горбенко поместят под стражу. Ему грозит до трех лет лишения свободы, остальным членам экипажа — штраф или 15 суток административного ареста.

Судно было задержано 25 марта украинскими пограничниками в Азовском море, примерно в 28 километрах от побережья Украины. На его борту находились десять членов команды, все они граждане России, жители Керчи. Сейнер отконвоировали в Бердянск, а у экипажа отобрали российские паспорта. Об этом капитан Владимир Горбенко рассказал в эфире «Вестей»:

«Паспорта, которые я им предъявил, признали незаконными и подвели к тому, что если они незаконные, значит, у меня нет вообще никаких документов, удостоверяющих личность. Также судовые документы, они признали их незаконными, так как они выданы на территории Крыма. Соответственно получается, что я нарушил закон о пограничной службе и вышел в море без документов на экипаж и на судно».

По словам капитана, украинские пограничники, арестовавшие «Норд», пообещали отпустить задержанных, если те предъявят украинские паспорта.

Моряки уже полторы недели не могут покинуть судно, им только позволяют изредка выйти на палубу. Ранее украинский адвокат Дмитрий Щербин, представляющий интересы экипажа, заявил о том, что условия, в которых содержат членов экипажа арестованного украинскими властями сейнера, могут привести к тяжелым последствиям для моряков, вплоть до их смерти. В правительстве Крыма захват российского судна назвали пиратством. Региональное управление ФСБ объявило «Норд» в угон.

Представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что команда «Норда» была вынуждена покинуть судно из-за невыносимых санитарных условий: вся рыба давно протухла. По ее словам, моряки спустились на пирс, где «находятся под прицелом автоматчиков». Крымский журналист и общественный деятель Александр Горный считает такие действия властей недостаточными:

Александр Горный журналист «Все считают, что это судно, которое вышло из Крыма и, соответственно, они имеют полное право на него подниматься, его захватывать со всеми вытекающими последствиями. Я насколько понимаю, власти Крыма озабочены этой ситуацией, но все-таки у них нет рычагов оказывать влияние на Украину или как-то стучаться в международные организации. Как минимум, Сергей Аксенов пообещал выделить 1 млн рублей семьям этих моряков. Если не ошибаюсь, там по 100 тысяч рублей на человека получается. Но, честно говоря, ситуация удручает тем, что был захвачен капитан судна. Я считаю, что мы очень мягко поступаем в данной ситуации, когда говорим о защите наших граждан и интересов. Такие ситуации будут и могут повторяться. Я считаю, что мы просто должны отбить Украине все желание такие вещи делать. У нас фактически все рычаги, включая проход украинских судов под Крымским мостом. Есть мысли, говорят, обсуждаются, что неплохо бы Украине очень четко поставить хотя бы такой ультиматум, что, ребята, если вы будете такие вещи делать по отношению к нашим гражданам и к нашему судну, то уж будьте добры». То, что Россия может усложнить проход украинских кораблей через Керченский пролив, заявил и глава Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.

Российский МИД в жесткой форме потребовал от украинской стороны немедленно отпустить судно. Происходящее комментирует эксперт по морскому праву, доктор юридических наук Василий Гуцуляк:

— Конвенцию ООН по морскому праву не случайно называют конституцией морей, потому что она предусматривает практически все аспекты, связанные в том числе с судоходством. Так вот эта конвенция предусматривает, в частности, процедуру незамедлительного освобождения судна, и это совершенно применимо к данной ситуации. Для чего мы создавали международный трибунал по морскому праву? Как раз одна из ее функций заключается в том, что если возникают такого рода ситуации, она вот сейчас случилась, и нужно незамедлительно освободить экипаж и судно, заинтересованное государство обращается с соответствующей заявкой. Это мгновенно делается. Подчеркиваю, мгновенно. Не понятно, почему российские чиновники не используют этот правовой механизм или просто не знают, или чувствуют неуверенность — это уже вопрос второй. Но действительно достаточно трудно давать правовую оценку действиям власти Украины, поскольку, по сообщениям одной стороны, эта ситуация имела место за пределами территориального моря. Если это действительно так, то эти действия вызывают сомнения, поскольку за пределами государственной территории, даже если становиться на точку зрения, что это та территория, которая будем говорить спорная в настоящее время в международном праве, тем не менее, эти действия уже вызывают сомнения. Если же все-таки это произошло в территориальном море, тогда это уже можно оспаривать.

— Поступают сообщения о том, что наш экипаж задержали, ну, во всяком случае экипаж судна этого задержали, они предъявили российские паспорта, и эти паспорта не признаются, консула не пускают российского. Эта ситуация имеет какое-то разрешение?

— Нет, вот с этим как раз можно поспорить. Считается, что если человек предъявляет паспорт, то он уже, так сказать, является гражданином соответствующего государства, а это означает, в частности, если мы говорим о защите моряков, эта процедура тоже достаточно отработана в международном морском праве, первое, что делает капитан в случае возникновения такой ситуации, он обращается, безусловно, к российскому консулу. Ну и, насколько известно, сейчас допущен российский консул. Более того, привезли продукты и так далее, поэтому я думаю, как раз уже следующий этап — это действия нашего консула по защите интересов моряков.

Ранее супруга капитана Владимира Горбенко Мария рассказала ТАСС, что адвокаты моряков носят продукты экипажу сами — сколько могут унести. По ее словам, «продуктов на судне хватает», «обращаются с моряками нормально, физического насилия нет». С мужем она разговаривала 3 апреля.

Как скоро может разрешиться ситуация с керченским сейнером и членами его экипажа? Мнение директора Института глобальных стратегий, украинского политолога Вадима Карасева:

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Не такой уже это и серьезный дипломатический или какой-то еще конфликт. Да, неприятно, еще один штрих к очень плохим отношениям между государствами. Я не думаю, что обе стороны — и российская, и украинская — заинтересованы в эскалации конфликта вокруг этого случая, поэтому как-то он будет урегулирован. Возможно, в ходе обмена, возможно, по дипломатическим каналам, но эскалации не ожидаю».

Украина будет задерживать все суда, входящие и выходящие из портов Крыма без согласования с Киевом, заявил спикер Госпогранслужбы Олег Слободян. По его словам, возможности Украины «в этом регионе на данный момент адекватны существующим угрозам». В свою очередь, глава Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев заявил РИА Новости, что в ответ на задержание сейнера Россия может усложнить проход украинских кораблей через Керченский пролив.