Ученые против ЕГЭ. Фортов поддержал предложение главы РАН отменить экзамен
«Я не думаю, что ЕГЭ — это движение в правильном направлении», — заявил Business FM экс-глава РАН. Президент Академии наук Александр Сергеев призвал сделать профессию ученого престижной и посетовал на серьезную «утечку мозгов» из страны
Читать на полной версииЕдиный госэкзамен надо отменить, а систему образования — перестроить, чтобы сделать карьеру ученого привлекательной. С такими предложениями выступил президент РАН Александр Сергеев на Московском экономическом форуме.
«Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц, сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает», — сказал Сергеев. Ранее в РАН сообщили, что число покинувших Россию высококвалифицированных специалистов выросло с 20 тысяч в 2013 году до 44 тысяч в 2016-м.
По словам главы РАН, сегодня в России престиж ученых невысок, а начинается это еще со школы. Александр Сергеев считает необходимым «вернуть научную часть» в школы и отказаться от единого госэкзамена.
Предложение отменить ЕГЭ Business FM прокомментировал директор Объединенного института высоких температур РАН, экс-глава Российской академии наук Владимир Фортов:
— О реформе судят по ее результатам. Надо сказать, что уровень образования серьезнейшим образом упал. Я приведу пример, который хрестоматиен: приблизительно две трети нашего населения считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Солнца. Я недавно слышал оценку, по которой треть школьников считает, что электрон намного больше атома. Это чудовищная ситуация, и она должна быть исправлена. Я не думаю, что ЕГЭ — это движение в правильном направлении. Обычно, когда говорят о ЕГЭ, говорят о том, что люди с периферии не могут получить достойное образование. Это только одна сторона дела. А другая сторона состоит в том, что только при контакте преподавателя и школьника, который становится абитуриентом, можно действительно выявить его настоящие способности. Я сам окончил Физтех. У нас в группе после конкурса 20 человек на место было всего двое людей из Москвы. Остальные были из периферии, в том числе и я. Экзамены проходили в режиме собеседования, они были жесткие. Я не думаю, что, глядя на бумажки, заполненные квадратики, можно выбрать талантливого человека.
— Недавно группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, отменяющий ЕГЭ и возвращающий старый формат экзаменов. Как думаете, примут закон или нет?
— Я не знаю, примут закон или не примут. Если бы я был депутатом, я бы этот закон поддержал, однако при том условии, что нужно усиливать элемент творчества. Например, очень важны олимпиады, очень важны так называемые физико-математические школы, которые существуют в моем родном Физтехе и в МИФИ, похожие вещи делаются в МГУ. То есть нужно дополнить то, что было, новыми магнитами, которые бы вытягивали талантливых людей в высшую школу.
У директора московской школы № 1468 Ильи Бронштейна иное мнение:
Илья Бронштейн директор московской школы № 1468 «На мой взгляд, ЕГЭ в нашей стране выполнил и выполняет по сей день важнейшую функцию: он стал социальным лифтом для ребят из регионов, которые сегодня имеют равный доступ к абсолютно всем высшим учебным заведениям нашей страны. И сегодня московские школьники сталкиваются с очень серьезной конкуренцией, которую им составляют лучшие выпускники школ со всей страны: это конкуренция за места в лучших вузах, которые, естественно, сконцентрированы в основном в крупных мегаполисах, в первую очередь в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и так далее. Поэтому на сегодняшний день ЕГЭ эту функцию выполняет, и говорить о его отмене можно только предлагая решения, которые точно будут работать не хуже, чем этот социальный лифт. Но если забегать немного вперед, мы понимаем, что с развитием информационных технологий, в том числе педагогических технологий, формат ЕГЭ должен меняться. Думаю, что в ближайшем будущем на смену такой единократной оценочной процедуре, которую, по сути, являет собой государственная итоговая аттестация, придет продолжительный во времени, очень тщательный мониторинг, который будет производиться автоматически, независимо от каких бы то ни было факторов, качества заданий или еще чего-то. Постоянный мониторинг успехов, побед и динамики изменения интересов обучающегося. Современные технологии вполне позволяют это делать. Мы — педагогическое сообщество — сегодня очень много на эту тему думаем, обсуждаем, потому что совершенно явно, что информационные следы, оставляемые учеником в процессе его обучения, несут гораздо более важную информацию о степени сформированности его компетенции, нежели сама процедура ЕГЭ».
В Минобрнауки с предложениями об отмене ЕГЭ не согласны. Единый госэкзамен позволяет россиянам поступать в вузы на равных условиях вне зависимости от места проживания, а также обеспечивает прозрачную и объективную систему итоговой аттестации учащихся, заявили РБК в ведомстве.