Что стоит за арестом Зиявудина Магомедова?
Разговоры о том, что над группой «Сумма» и ее владельцем нависла угроза, шли давно. Есть предположение, что это связано с перестановками в руководстве в его родном Дагестане, а также с задержанием его земляка Керимова в Ницце
Читать на полной версииО том, что над группой «Сумма» и ее владельцем нависла угроза, разговоры пошли еще в конце прошлого года, когда в его родном Дагестане поменяли руководство, а у его земляка Сулеймана Керимова возникли серьезные неприятности с французским правосудием. Насколько эти предположения оправданны?
Обвинение в хищениях при строительстве футбольного стадиона для чемпионата мира, которые сейчас предъявляют Магомедову, вполне простые и понятные. Но за его арестом, очевидно, кроется целый клубок сложных отношений, который начал разматываться, когда 20 ноября прошлого года сразу же после прибытия из Москвы был задержан в аэропорту Ниццы по обвинению в неуплате налогов и отмыванию денежных средств Сулейман Керимов, считает заместитель директора «Transparency International Россия» Илья Шуманов:
Илья Шуманов заместитель директора «Transparency International Россия» «Из того, что правоохранительные органы оформили в некую версию историю со стройкой стадиона в Калининграде, там все понятно. Что касается других людей, то Дагестан — это особая история, но надо понимать, что все началось с Сулеймана Керимова: Керимова задержали в Ницце, и после этого вот такой каток прошелся. У французов такое странное слово, они заявляют о неком «дагестанском общаке». Как это интерпретировать? Возможно, речь шла об отмывании денег, не только принадлежащих Сулейману Керимову. Это опосредованно может быть связано с тем, что и Зиявудин Магомедов, и Сулейман Керимов тем или иным образом связаны с ближним кругом премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева».
В последние месяцы Дагестан действительно буквально лихорадит. Попали под следствие или были отправлены в отставку десятки руководителей, начиная от мэра Махачкалы и глав администраций и заканчивая руководством прокуратуры и министров. В это число даже попали бывший премьер-министр республики Абдусамад Гамидов и два его заместителя — Шамиль Исаев и Раюдин Юсуфов, которых обвинили в хищениях средств из республиканского бюджета и этапировали в Москву в начале февраля.
Однако все эти посадки и увольнения внутри Дагестана если как-то и связаны с историей Зиявудина Магомедова и Сулеймана Керимова, то лишь опосредованно. А непосредственная причина — тотальная «чистка», которая началась после того, как республику возглавил бывший зампред Госдумы Владимир Васильев, считает специальный корреспондент дагестанской газеты «Черновик» Магомед Магомедов:
Магомед Магомедов специальный корреспондент дагестанской газеты «Черновик» «Арест Гамидова и других лиц — это никак не оценивается, кроме как политическое укрепление Васильева. Ряд арестов, которые тоже так громко прозвучали, но это уже были свои интересы местных силовых структур, в частности МВД Дагестана. Надо понимать, что есть элемент компанейщины руководителей следственных органов, которые борются за свои собственные позиции. Я бы Магомедова с этим не связывал, потому что он формировал свои капиталы не в Дагестане. Это чисто московские разборки. Если рассуждать как-то глобально, то это можно связать и с санкциями, с тем, что просто, грубо говоря, в стране заканчивается подножный корм, а определенные силовые группы, политические группы тоже должны чем-то кормиться, поэтому в расход идут наиболее слабые из них».
То, что сейчас происходит в Дагестане, очень смахивает на «компанейщину», не так давно говорил и бывший руководитель республики Рамазан Абдулатипов. Среди дагестанских перестановок последнего времени наибольшее впечатление производит отставка заместителя прокурора республики 39-летнего Заура Тарханова, который был уволен 22 марта с формулировкой «в связи с выходом на пенсию за выслугу лет».