Скандал вокруг политической рекламы в Facebook стоил Цукербергу $6 млрд
Как утверждает IT-гигант, профессор Кембриджа несанкционированно продал личные данные 50 миллионов пользователей британским политтехнологам, а те использовали их для вмешательства в выборы в США. Участники схемы вину отрицают
Читать на полной версииВеликобритания, 2015 год. Профессор Кембриджа по имени Александр Коган создает психологический онлайн-тест на Facebook. За прохождение пользователям платят реальные деньги, которые поступают от партнеров Когана, консалтинговой фирмы Cambridge Analytica. Коган анализирует данные почти 300 тысяч пользователей и еще почти 50 миллионов их друзей и определяет их психологические профили. Они нужны политтехнологам, чтобы сверхточно таргетировать предвыборную рекламу — в частности, для одного из своих клиентов, президентской кампании Дональда Трампа.
СМИ пишут, что Цукерберг за день потерял 6 млрд долларов. Facebook утверждает, что Коган передавал данные третьим лицам незаконно. Сам профессор, а также сооснователь Cambridge Analytica Кристофер Уайли — что представители соцсети все знали и ничего не предпринимали. Продолжает старший корреспондент-расследователь CNN Дрю Гриффин:
Скандал получился достаточно многогранным, чтобы выделить саму суть проблемы. Одни СМИ заходят с того, что не одни российские хакеры вмешиваются в выборы. Другие подчеркивают, что Cambridge Analytica не делала ничего такого, чего не делают десятки и сотни других политтехнологических компаний по всему миру, и отмечают: проблема в том, что под соусом скандала законодатели в США надеются протащить регулирование соцсетей. Отсюда падение акций Facebook почти на 8% и основных американских индексов почти на 1,5%.
Сомневается в значимости инцидента и генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:
Проблема в том, что история получилась слишком привлекательной для СМИ. Все тематические теги на месте: вмешательство в выборы, русские мигранты, утечки из IT-гигантов, и это не говоря уже о тайно записанной британскими журналистами беседе главы Cambridge Analytica с подставным «шриланкийским бизнесменом». Политтехнолог предложил тому уничтожить репутацию оппонента, используя компромат и украинских проституток, — заголовки просто пальчики оближешь.
Поэтому да, когда вы делитесь любой информацией в сети, на вас начинают таргетировать рекламу, как политическую, так и бытовую. Но, по сути, речь не о вмешательстве в выборы, а о потенциальной безалаберности Facebook в работе с данными пользователей. Хотя в конгрессе США уже заговорили о вызове Марка Цукерберга для дачи показаний, а в американской прессе начали писать об «угрозе существованию» Facebook.