«Дело Telegram»: Верховный суд признал законным приказ ФСБ о декодировании сообщений
Компании Telegram не удалось добиться отмены приказа ФСБ, который обязывает предоставлять спецслужбе информацию для декодирования сообщений пользователей. Верховный суд России отказался признать нормативный акт недействующим
Читать на полной версииОбновлено в 13:09
Верховный суд России отклонил иск компании Telegram о признании незаконным приказа ФСБ РФ, который устанавливает процедуру предоставления ведомству ключей для расшифровки электронных сообщений пользователей. Об этом сообщает корреспондент Business FM.
«В удовлетворении иска компании Telegram Messenger отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда в течение месяца со дня издания его в окончательной форме», — огласила судья Алла Назарова резолютивную часть судебного акта.
На заседании суда представлявший интересы истца адвокат Рамиль Ахметгалиев утверждал, что приказ ФСБ от 19 июля 2016 года № 432 противоречит закону об информации, закону о ФСБ и был принят неуполномоченным органом с превышением полномочий. Также он указал, что документ не соответствует Уголовно-процессуальному кодексу и закону об оперативно-разыскной деятельности. По его словам, Конституция России гарантирует тайну личной жизни и тайну переписки. Информация о ней может быть получена только по решению суда.
«Речь, как ни крути, идет о контроле за перепиской граждан, — указал Рамиль Ахметгалиев. — Это очень чувствительный, тонкий вопрос. С одной стороны, борьба с терроризмом, с другой — обеспечение тайны переписки, которая гарантирована конституцией». Он обратил внимание на то, что любая норма должна быть четкой и понятой. Однако, по его мнению, из приказа ФСБ не ясно, в какие сроки, кому и как представлять ответ на запрос ведомства.
«Согласитесь, речь идет об информации ограниченного доступа, данные для дешифрования сообщений граждан. Их нельзя просто положить в конверт и просто отправить куда-то», — говорил юрист. Он добавил, что приказ также не подвергся общественному обсуждению.
Представитель Telegram подчеркнул, что информация для декодирования и переписки граждан по своей сути относится к информации ограниченного доступа и не может быть отнесена к информации широкого пользования. «Это как пароль на телефоне, — привел аналогию Рамиль Ахметгалиев. — Мой доверитель был, мягко говоря, удивлен данной ситуацией. Обеспечивать тайну переписки — это обязанность таких компаний, как Telegram».
В свою очередь, представитель ФСБ назвала оспариваемый приказ законным. Она указала, что по закону ФСБ имеет право издавать нормативные правовые акты, а данный приказ был издан для реализации ФЗ «Об информации». Она подчеркнула: приказ «четко и недвусмысленно» говорит, что информация должна предоставляться на основании запроса. «Ни о каком широком доступе лиц, в том числе сотрудников ФСБ, к сведениям [о пользователе] нет», — сказала она.
Представитель ФСБ указала, что ключи для дешифрования не являются информацией ограниченного доступа и, следовательно, требование службы не нарушает прав граждан. При этом представитель ФСБ напомнила позицию Конституционного суда РФ о том, что переписка граждан в мессенджерах не составляет охраняемую законом тайну и для доступа к ней ФСБ не требуется разрешение. Она добавила, что служба будет запрашивать информацию о конкретных пользователях.
Позицию ФСБ поддержали представители Минюста и Генпрокуратуры. Они просили отклонить требования компании о признании приказа спецслужб недействующим. «Правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется», — сказала представитель Генпрокуратуры в суде Лариса Степанова.
16 октября 2017 года мессенджер был оштрафован в России на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ ключи для декодирования переписки шести абонентов. 12 декабря Мещанский суд Москвы признал это решение законным вопреки доводам юристов Telegram о том, что у компании просто не было ни технической возможности исполнить просьбу ФСБ, ни самих ключей, которые не являются постоянными и все время меняются.
Ранее в ФСБ заявили, что теракт в метро Санкт-Петербурга, который произошел 3 апреля 2017 года, готовился с использованием мессенджера Telegram. Однако юристы компании обращали внимание на то, что спецслужба требовала предоставить информацию о номерах предполагаемых террористов уже через несколько месяцев после совершения теракта, когда в этом не было никакого смысла. По мнению представителей компании Telegram, ФСБ не стремилась «установить контроль по конкретным делам», фактически требовала создать универсальный ключ декодирования, а в случае отказа — полностью заблокировать мессенджер Telegram на территории России.
Между тем Роскомнадзор напомнил о том, что Telegram так и не исполнил решение о выплате штрафа и обязан в течение 15 дней выполнить требования ФСБ. В противном случае мессенджер будет заблокирован.