Будущее КНР: сколько еще сроков останется у власти Си Цзиньпин и куда он поведет Китай?
Владимир Путин не единственный мировой лидер, избранный на новый срок на минувших выходных. Коммунистическая партия Китая в субботу, 17 марта, утвердила второй пятилетний мандат Си Цзиньпина
Читать на полной версииСи Цзиньпин еще минимум пять лет продолжит руководить КНР. Кроме того, на минувшей неделе высший законодательный орган Китая внес изменения в конституцию страны, позволяющие лидеру оставаться на посту более десяти лет.
В прошлом году Си Цзиньпин сравнялся с Мао Цзедуном, обеспечив внесение своих идей в устав Компартии Китая. Теперь китайский лидер может превзойти даже основателя КНР.
Добившись отмены ограничения на два срока верховного лидера, Си получил возможность оставаться главой государства и после 2023 года, при том что в первых эшелонах китайской власти не наблюдается никого, даже похожего на преемника. Чего ждать от второго срока Си как всему миру, так и России? Комментирует заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин:
Сергей Луконин заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН «По поводу этой концентрации власти в руках одного человека в Китае есть как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнестито, что все-таки продолжатся программы, которые были запущены ранее и которые необходимы Китаю для того, чтобы справиться с проблемами. К негативным можно отнести то, что даннаяконцентрация власти в руках одного человека такой большой махиной приводит к неким притормаживаниям каких-либо процессов. Это, конечно, проблема. Плюс если будут еще экономические и политические неудачи, в них будет обвиняться всего лишь один человек в Китае — Си Цзиньпин. По поводу внешней политики — тут никаких новых моментов я не вижу. Основные тенденции внешнеполитических действий были ранее, но Китай все жестче будет отстаивать свою позицию во внешней политике. Опасаться этого всегда стоит. Понятно, что у Китая есть свои интересы и благотворительностью он не занимается».
Китай традиционно придерживался почти нейтрального подхода к внешнеполитическим вопросам, непосредственно не затрагивающим интересов страны. Тем не менее в последние годы Пекин стал все больше интересоваться глобальным влиянием. Например, на фоне переворота в Зимбабве были спекуляции, что решение о снятии Мугабе было принято не без консультаций с китайскими властями и бизнесом.
Насколько осторожно следует относиться к становлению китайской сверхдержавы? Вот что говорит директор Центра комплексного китаеведения и региональных проектов, профессор МГИМО Алексей Воскресенский:
Алексей Воскресенский директор центра комплексного китаеведения и региональных проектов, профессор МГИМО «Политически, я думаю, у нас действительно очень хорошие отношения. Есть личные очень хорошие отношения между Путиным и Си Цзиньпином. Эта часть, я думаю, будет развиваться, но есть вторая сторона. Она будет связана с тем, скажем, если китайская экономика все-таки преодолеет замедление и будет расти так, как она росла раньше или даже хотя бы в таком темпе. Например, 4-5% — это невозможно для российской экономики. Как будут складываться отношения при углубляющемся расхождении экономик России и Китая, мы не знаем. Дальше Си Цзиньпин выдвинул концепцию общей судьбы, значит, она точно подразумевает усиление китайского лидерства при усилении вписанности Китая в мир. По-видимому, можно говорить о том, что будет, конечно, усложнение характера российско-китайских отношений. Это будет новый вызов, но это не значит, что произойдет катастрофа, нет, потому что, видимо, на этот вызов будут какие-то новые ответы».
Из-за впечатляющей скорости китайского экономического роста легко забыть, что это больше не страна бедных фабричных рабочих, поедающих рис без мяса. По последним данным Международного валютного фонда и Всемирного банка, ВВП на душу населения в Китае оказался почти на том же уровне, что и показатели России, а по масштабам китайская экономика почти в десять раз крупнее российской. Для сравнения: Россия во столько же раз больше, например, Украины.