От «против всех» до четвертого места. Чем запомнится кампания Собчак
Участие телеведущей в предвыборной гонке получилось ярким, но, по мнению политологов, не слишком удачным. Как дальше может сложиться ее политическая карьера?
Читать на полной версииКсения Собчак на выборах президента, по последним данным ЦИК, набрала 1,67%. По всей видимости, она стала третьей только в Петербурге, набрав больше голосов, чем Владимир Жириновский, с которым во время предвыборных дебатов вела наиболее ожесточенные дискуссии, часто сводившиеся к ругани и оскорблениям.
Кампания Ксении Собчак была яркой — своим началом, несуразными ошибками, дебатами со слезами. Финалом стало выступление после голосования. Собчак, по сути, начала запрещенную в день выборов агитацию — не за себя, а против другого кандидата:
«Чем больше будет процентов голосов у Путина, тем жестче будет система начиная с 19 марта. Вы же видите, что происходит с явкой. Все, кто за него, все эти люди приходят, они массово уже в 9 утра проголосовали, как по струнке. А что сделали мы все вместе?»
В день выборов Собчак умудрилась дважды нарушить правила игры. Она пришла в интернет-эфир к Алексею Навальному. Их диалог больше напоминал дебаты. Ксения Анатольевна предложила всем видным оппозиционерам объединиться. «Нет», — ответил Алексей Анатольевич. После того, как его не пустили на выборы, он начал кампанию по их бойкоту. Собчак, по большому счету, конкурировала на этих выборах с Навальным и призывала приходить на участки. Навальный был категоричен:
«Это была грандиозная махинация, и ты была частью этой махинации. Ты участвовала в этом всем именно потому, что меня не пустили на выборы, для того, чтобы срывать наш бойкот. И ты, безусловно, являешься частью этой абсолютно лживой фальсифицирующей схемы. Поздравительную телеграмму Путину отправила?»
Раздражение Навального можно понять. Судя по явке, его кампания бойкота провалилась. Собчак набрала несколько процентов. Но если бы она не участвовала в кампании, голоса, скорее всего, просто достались бы Явлинскому. Проиграли оба, констатирует политтехнолог Константин Костин:
Константин Костин политтехнолог «Мне кажется, что эти выборы, может быть, добавили ей опыта, но точно совершенно не добавили политического капитала, не добавили очков, не создали какую-то переговорную позицию для дальнейшей политической работы. Навальный, я прошу прощения, главный проигравший по итогам голосования, потому что его ставка была на бойкот, а то, как эти выборы проходили, показывает, что эта ставка не сработала».
Даже с гендерной точки зрения результат Собчак будет хуже, чем у ее предшественницы: Ирина Хакамада в свое время набрала почти 4%. Михаил Прохоров, за которым шел тот же протестный, либеральный электорат, на прошлых выборах набрал почти 8%. В Москве он вообще занял второе место — больше 20%. Собчак в столице тоже набрала больше, чем в других регионах — примерно 3,5%. Но это совсем не 20% и все та же четвертая строчка. Тем не менее в ходе кампании кандидат заметно менялась, замечает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
Алексей Мартынов директор Международного института новейших государств «Если в начале кампании мы видели «шоувумен», которая случайно оказалась в выборной тематике, то к концу кампании мы видели уже рожденного в этой кампании нового российского политика федерального уровня. Как она распорядится этим стартовым капиталом, зависит от нее. Она молодая женщина, и время у нее для этого есть».
За три дня до голосования Ксения Собчак и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков объявили о создании новой партии на базе движения Андрея Нечаева «Гражданская инициатива». Какой продукт получится, понять пока сложно. Единственное невнятное пояснение — партия будет ни левой, ни правой.
У Собчак есть аудитория, которая могла бы ее поддержать: миллионы подписчиков в Instagram, «старые» фанаты «Дома-2», которым исполнилось 18 лет. Но они пассивны — у них другие интересы. На президентских выборах часть протестного электората у нее забрал Павел Грудинин. Он пока молчит о политических планах. А Собчак и Гудков сейчас, наверное, придумывают имя своей новой партии. Интернет предлагает название SoGood.