Генпрокурор Украины Юрий Луценко внес в Верховную раду представление о лишении Надежды Савченко депутатской неприкосновенности, привлечении ее к уголовной ответственности, задержании и аресте после обвинений в подготовке теракта в парламенте. Об этом он заявил, выступая в Раде:

«У следствия есть неоспоримые доказательства того, что Надежда Савченко, народный депутат Украины, лично планировала, лично вербовала, лично давала указания о том, как провести террористический акт здесь, в этом зале: боевыми гранатами, уничтожив две ложи — правительственную и должностную, минометами, обрушив купол Верховной рады и автоматами, добивая тех, кто выживет. Поэтому сегодня я как генеральный прокурор Украины внесу в Верховную раду представление на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест народного депутата Савченко».

Украинский генпрокурор ожидает, что регламентный комитет рассмотрит это представление 21 марта, а парламент — 22 марта. По сути, власти заранее предупреждают Савченко об аресте. Ранее Верховная рада уже исключила Савченко из парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны.

Пока Луценко делал громкие заявления в Раде, Савченко была на допросе в офисе управления Службы безопасности Украины по Киеву. Туда ее вызвали по делу главы Центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимира Рубана, которого украинские спецслужбы подозревают в подготовке теракта в Киеве и незаконном хранении оружия. Перед допросом Савченко провела брифинг на ступенях здания СБУ. Она заявила, что на Украине только ленивый не думал взорвать администрацию президента или Раду, и попросила депутатов не брать ее «на слабо»:

«Украинцы, задайтесь вопросом: кто хотя бы раз не думал снести эту власть, как призывали на всех майданах? Кто не думал взорвать улицу Банковую или Верховную раду? У нас об этом не говорит только ленивый, у нас об этом говорят все. Меня не надо брать на слабо таким, как генпрокурор, который стал генпрокурором, потому что олигархи заплатили за это очень много денег. Меня не надо брать на слабо, я не из их породы. Я еще то настоящее, что осталось в этой политике, поэтому я пришла на допрос».

Ситуацию Business FM прокомментировал директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. С ним беседовал Игорь Ломакин.

Насколько правдоподобно звучат обвинения в адрес Савченко?
Вадим Карасев: Во-первых, на своем брифинге Савченко не опровергла обвинения прокурора. Она выдвинула свои обвинения в адрес нынешних руководителей парламента, в частности Андрея Парубия. Во-вторых, есть, конечно, правда, но не вся. Очевидно, есть видеозаписи, где Савченко уговаривает некоторых своих знакомых военных на какое-то вооруженное восстание, какие-то вооруженные разборки против власти, причем разговор в гостинице и разговор нетрезвых людей. Это вообще похоже на Савченко: она человек прямой, открытый, неопытный политически — могла попасться на такую провокацию или уловку, тем более будучи навеселе. Но вопрос же не в этом. Во-первых, конечно же, это можно рассматривать как то, что власть пытается выдавить Савченко из активной политики, а может быть, и удастся запустить полноценный судебный процесс, если там действительно будут доказательства, а не простая пьяная болтовня. Второе. Когда начиналось дело Рубана, многие, в том числе и я, говорили, что следующая Савченко. Теперь хочу сказать, что следующими будут, наверное, и Минченко, и другие представители полувооруженной оппозиции нынешней власти. На Украине есть парламентская оппозиция, есть непарламентская оппозиция: это такие мирная, легальная, конвенциональная оппозиция, которая недовольна властью и готовится к выборам. Но есть и группа бывших военных: атошников, добробатов, комбатов, которые имеют оружие, имеют какие-то связи среди полувооруженных формирований, находятся в открытой, полувооруженной оппозиции нынешней власти и которые составляли вооруженное ядро протестов Саакашвили.
То есть вы не исключаете гипотетическую версию вооруженного мятежа?
Вадим Карасев: Не исключаю, потому что эти разговоры на Украине в среде бывших военных, недовольных властью, сдачей Крыма, Донбасса, отсутствием военной активности власти по освобождению Донбасса, идут давно. Поэтому не исключаю, что в каких-то компаниях навеселе, в каких-то военных группах такие разговоры идут, их могли записать.
Я обратил внимание на слова Луценко о том, что парламент только 22 числа будет снимать неприкосновенность с Савченко. Таким образом, сейчас она вольна делать что угодно: и передвигаться по Украине, и покидать территорию страны. Все так?
Вадим Карасев: Да, но если она покинет пределы страны, значит, она признает свою вину, полностью будет дискредитирована как политик. Для чего взята пауза? В самой власти нет пока еще четкой линии, что делать дальше с Савченко. Есть активность генпрокурора, который обещает президенту раскрутить новый судебный процесс с доказательствами, с посадкой Савченко. Президент колеблется, насколько мне известно: как это будет выглядеть после того, как все мировое сообщество спасало из российской тюрьмы Савченко? Не будем забывать, она герой Украины. Как это будет вообще воспринято нашими западными друзьями и партнерами? Не проиграет ли тут власть имиджево? Еще один момент: президент не очень хотел бы, чтобы все эти разговоры о возможном военном перевороте, о неудовольствии военных, бывших атошников и так далее, получили серьезную публичную огласку.
Ваш прогноз, Савченко уедет или останется?
Вадим Карасев: Останется.

По словам депутата от «Оппозиционного блока» Николая Скорика, это очередная попытка политического давления на оппозицию. Он также добавил, что парламент исключил Савченко из комитета с нарушениями регламента.

Депутат также обратил внимание на то, что на заседании парламента не были вынесены на рассмотрение заявления Савченко о событиях в Киеве в 2014 году. Речь идет о заявлении Савченко, согласно которым власть блокирует расследование преступлений на Майдане, так как причастна к ним. По словам Савченко, она видела, как нынешний спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий в 2014 году во время Евромайдана привел снайперов в гостиницу «Украина» в центре Киева.

Многие депутаты ранее критиковали Савченко за встречу с ополченцами в декабре 2017 года в Минске, после которой она заявляла, что увидела там не врагов, а людей, с которыми нужно вести переговоры. После этого ее исключили из фракции «Батькивщина» в украинском парламенте, но не лишили мандата. Позже Рада исключила ее также из украинской делегации ПАСЕ.