Мосгорсуд сегодня отказался перевести под домашний арест двух фигурантов громкого дела о попытке ввоза из Аргентины в Россию более 360 килограммов кокаина. Доводы обвиняемых о том, что они хотели заработать на поставке элитного кофе, а вместо этого стали жертвой провокации спецслужб, вышестоящий суд не убедили.

В рассмотрении апелляционных жалоб 52-летний Владимир Калмыков и 28-летний Иштимир Худжамов участвовали по видеосвязи из СИЗО. Они не возражали против присутствия журналистов и даже, напротив, просили, чтобы те остались на их «заключительное слово». Казалось, к наплыву прессы обвиняемые готовились.

Когда выясняли данные о личности, Калмыков сообщил, что до задержания работал гендиректором Центра правовых услуг, а Худжамов трудился в торговле — менеджером по продаже в некой фирме.

Защитники фигурантов Дмитрий Миненко и Андрей Шалаев просили отменить решение Тверского суда Москвы, который 8 февраля оставил их подзащитных в СИЗО до 13 апреля. Они настаивали, что их клиенты были задержаны незаконно, а сотрудники МВД и ФСБ искусственно создали для этого условия, совершив «провокацию».

Кстати, решение районной инстанции обжаловал и основной фигурант — бывший завхоз посольства РФ в Аргентине Али Абянов. Однако он подал жалобу с опозданием, и ее не приняли. Поэтому на слушании он не присутствовал, а его адвокату пришлось остаться в зале как зрителю.

Всем троим вменяют в вину покушение на контрабанду наркотических средств и попытку незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 229.1 и ч. 3 ст. 30 — ст. 228.1 УК). Фигурантов взяли под стражу 13 декабря 2017 года, после того как в Москву самолетом МИД доставили 12 чемоданов. В них в здании посольства России в Буэнос-Айресе хранилось 360 килограммов кокаина.

Выяснилось, что еще в 2016 году зелье передал на хранение бывшему завхозу Али Абянову экс-сотрудник посольства России в Германии Андрей Ковальчук. Находившегося в розыске по линии Интерпола предполагаемого организатора наркотрафика задержали в начале месяца. А 2 марта суд в Берлине отправил Ковальчука в СИЗО до рассмотрения запроса о его выдаче России. Что же касается кокаина, то его заменили на муку и отправили в РФ, чтобы задержать всех участников криминальной схемы. При получении зелья Калмыкова и Худжамова задержали.

На заседании Мосгорсуда их адвокаты возмущались тем, что наркотики были найдены еще 8 декабря 2016 года, однако правоохранители тянули целый год, прежде чем возбудить дело, заменить кокаин мукой и отправить его в Москву. «На самом деле они не пытались раскрыть преступление, а пытались найти тех, на кого можно было это преступлением повесить», — такое заявление сделал защитник Владимира Калмыкова Андрей Шалаев. Его клиент добавил, что «это полностью противоречит законодательству». «Это простая человеческая подстава», — не стеснялся в выражениях обвиняемый.

Кстати, сам подследственный оказался весьма достойным гражданином: членом партии «Единая Россия» и офицером-подводником, награжденным именными часами за отвагу при тушении пожара.

Его адвокат уверял, что его клиент честно работал, «оказывал юридические услуги населению» и стал жертвой провокации спецслужб. По версии Андрея Шалаева, Владимира Калмыкова ввел в заблуждение его старый знакомый Андрей Ковальчук, который предложил ему заработать на перепродаже элитного кофе. Сам Калмыков пояснил, что речь идет о кофе «копи лювак». Это один из самых дорогих сортов кофе в мире. Его получают после того, как он побывает в желудке пальмовых куниц. Стоимость одной чашечки в Европе может достигать 90 долларов.

Калмыков должен был забрать коробки с кофе на территории МИД и отвезти в здание консульства. «Никакой здравомыслящий человек не подумал бы, что в чемоданах находится кокаин», — убеждал суд защитник.

Сами обвиняемые также настаивали на невиновности и заявляли о надуманности обвинения. Они рассказали, что, прежде чем согласиться на предложение Калмыкова, тщательно изучили вопрос. «Мы проверили в интернете, цена была привлекательной», — сказал Владимир Калмыков. Он добавил, что знал Андрея Ковальчука на протяжении десяти лет и не заподозрил его в криминале, так как его знакомый представлялся сотрудником МИД, офицером спецслужб и ходил в консульскую службу посольства, «как к себе домой».

Ему вторил Иштимир Худжамов. Его выступление тоже было эмоциональным. «На нас решили повесить это дело! У нас вопросы к следствию. Но никто не хочет отвечать за это», — сказал он и посетовал на ухудшение самочувствия на «нервной почве».

Худжамов заверил, что в случае освобождения он не будет скрываться, а на свидетелей не мог бы давить, даже если бы захотел, ведь большинство из них — сотрудники спецслужб. «Я честный человек. Я невиновен. Прошу наказывать преступников, а не невиновных людей», — обратился он к суду. В заключение арестованный добавил, что вместе с Калмыковым сотрудничает со следствием, а имеющаяся в деле прослушка телефонных переговоров поможет доказать их правоту. В свою очередь, Владимир Калмыков добавил, что «заинтересован в торжестве закона».

Однако, выслушав доводы сторон, судья Мосгорсуда Ирина Колесникова встала на сторону прокурора Екатерины Иванниковой. Последняя заявила, что при продлении ареста суд тщательно изучил все доводы фигурантов, но оснований для отмены либо изменения меры пресечения в деле нет.