СМИ: сокровища Каддафи исчезли
Более 10 млрд евро исчезли со счетов бывшего ливийского лидера. Кто мог забрать деньги Каддафи? И что становится со счетами диктаторов после их смерти или же свержения?
Читать на полной версииСокровища Каддафи пропали. Как пишет бельгийский еженедельник LeVif, более 10 млрд евро исчезли со счетов бывшего ливийского лидера в Euroclear Bank, замороженных в 2010 году. В МИД Бельгии сообщение СМИ назвали некорректным, но опровергать его тем не менее не стали.
По данным LeVif, деньги Каддафи пропали где-то в период между 2013 и 2017 годами. Всего в бельгийском банке у лидера ливийской революции было открыто четыре счета. После его убийства в 2011 году эти активы пытались получить как родственники Каддафи, так и новые власти республики. Впрочем, безуспешно. Никто так и не смог доказать, что эти 10 млрд евро «чистые», то есть никак не связаны с коррупцией, криминалом или же иными преступлениями.
Эксперты указывают, что при желании западные банки могут удерживать средства одиозных правителей сколь угодно долго.
Владимир Гладышев управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Банки не являются по существу независимыми предприятиями. По сути, современное банковское хозяйство на Западе представляет собой вариант большого советского госбанка. В этой связи пропажа денег Каддафи выявляет ту проблему, которая обычно не выходит на поверхность. Это отдельные очаги коррупции в западном мире. Я сам для себя буду думать, что эти деньги украл кто-то, кто сумел достучаться до какого-то чиновника среднего уровня и сказал «а давай переведем, потом попилим, а тебя, ну в крайнем случае, уволят за халатность».
Есть и другая практика, к которой чаще всего прибегают американцы. После падения режима панамского лидера Мануэля Норьеги в 1992 году власти США конфисковали все средства со счетов на своей территории. При этом размер богатств Норьеги тогда так и не озвучили, равно как и на какие цели направили эти средства. Что такое «специальное использование» конфискованных активов?
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Можно привести пример — картель Пабло Эскобара с широкой сеткой обслуживания в панамских банках. Панамские банки были закрыты, средства были изъяты американскими властями. После этого успешно использованы на борьбу с Советским Союзом в Афганистане через моджахедов. Такое специальное использование средств, которые изымаются, арестовываются. Существует огромное количество невостребованных депозитов, которые вращаются в интересах банковского сообщества Швейцарии. То есть если хотите, бенефициаров этого процесса несколько. Сначала — государство, второе — это банки, которые могут самостоятельно использовать средства».
Правда, большое значение имеет, где именно были заморожены активы. В Швейцарии к примеру с 2011 года работает закон Дювалье, названный так в честь президента Гаити Жан-Клода Дювалье.
Классический сценарий: диктатор потерял власть, бежал из страны, а банк заморозил его счета. По закону, средства Дювалье получило новое руководство страны, которое направило их на социальные программы.
Но закон Дювалье — это все же исключение из общего правила. Принимать его аналоги ни одна из европейских стран не торопится.