Россия vs Украина: очередной виток газового противостояния
Россия и Украина спорят, Европа хочет остаться в стороне. Чем закончится спор «Газпрома» и «Нафтогаза», выплатит ли российская сторона долг в размере нескольких миллиардов долларов?
Читать на полной версииГлава Минэнерго Александр Новак обсудил с зампредом Еврокомиссии по делам энергосоюза намерение Киева арестовать активы «Газпрома» по всему миру в случае невыполнения концерном постановления Стокгольмского арбитража по поводу транзита российского газа в ЕС.
Марош Шефчович, по данным источника ТАСС, выразил недоумение, заверив Новака, что «украинцы обещали этого не делать». Однако до конца праздников Еврокомиссия не сможет запросить у Киева обоснований такого рода заявлений. К этой теме Новак и Шефчович могут вернуться на встрече в середине следующей недели. В среду в украинском кабмине заявили, что арест активов «Газпрома» уже начался.
Украина начала процедуру ареста активов «Газпрома» по старому спору. В прошлом году хозяйственный суд Киева обязал российскую корпорацию выплатить шесть с половиной миллиардов долларов. «Газпром», естественно, платить отказался, да и само обвинение выглядело несуразным. Компанию обвинили, что она злоупотребляет своим монопольным положением на рынке транзита газа по Украине.
Естественно, что «Газпром» — основной поставщик газа в Европу, а Украина — пока один из самых крупных каналов поставки топлива в ЕС. «Газпром» не был обязан заполнять эту трубу на 100%, поэтому никакого злоупотребления и не было. После решения украинского суда Киев тоже грозился арестовать газпромовские активы, но слова остались словами. А сейчас есть практически аналогичное решение Стокгольмского арбитража. Он наказал «Газпром» на два с половиной миллиарда долларов. И это уже гораздо серьезнее.
Украина пока только заявила, что будет добиваться ареста российской компании в других странах. На деле это будет означать полноценную войну. Но что-то арестовать именно на Украине шансы есть. У «Газпрома» нет в этой стране какой-то принципиально важной собственности.
Например, компания «Газтранзит». Она была создана в 1990-х годах, когда дружественные страны собирались расширять топливные потоки в ЕС и Турцию. Но сейчас эта компания, можно сказать, не стоит ничего, особенно, если ее вычеркнет из своей жизни сам «Газпром». А собственность «Газпрома», которая, действительно, имеет цену, украинцы трогать не станут, говорит замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.
Алексей Гривач замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности «Единственный крупный актив, который есть у «Газпрома» на Украине, — это газ, который идет транзитом через ее газотранспортную систему европейским потребителям и в Молдавию, поэтому это единственный ценный актив. И в то же время, это рискованный актив, потому что, если украинская сторона попытается изъять этот газ, то это приведет, безусловно, к серьезному транзитному кризису и недополучению газа европейскими потребителями».
Нынешние события заставляют поднять старый вопрос: почему бы не перенести точку сдачи российского газа? Сейчас ЕС покупает наше топливо возле своих границ. Если бы Европа покупала его на границе с Украиной, то ни войн, ни международных разбирательств могло и не быть.
Простой пример из жизни. Вы заказываете в онлайн-магазине конфеты. К вашей квартире их несет курьер, доставка в цену включена. А по дороге выясняется, что этот удивительный логист съел часть вашего грильяжа. К кому вы предъявите претензии? Конечно, к продавцу. Продавец — это Россия, покупатель — Европа, курьер — Украина. И по логике ЕС может сказать: а давайте больше не доверим этому человеку нести нам конфеты. И нашли бы другого.
В обычной жизни все бы только обрадовались. Но на топливном рынке все гораздо сложнее. Обходные трубопроводы не построены и проекты регулярно спотыкаются о разные интриги. Без украинской трубы пока не обойтись. Нести ответственность за транзит газа Европа не хочет, считая, что Москва и Киев должны сами разобраться. Отсюда все баталии, суды и перекрытия в былые годы вентиля.
Но дело еще и в другом. Украина уже и сама предлагала перенести точку сдачи газа на восточную границу. Например, Петр Порошенко заявил об этом в конце 2017 года в ежегодном послании Верховной раде. Но Москва назвала инициативу нецелесообразной. Не одобрили ее и в Европе.
Украина хочет показать ЕС, что она надежный партнер и транзитер. Если Москва махнет рукой и согласится, может быть, и не понадобятся обходные потоки. Кроме того, Украина станет крупным игроком на газовом рынке Европы. А Россия, которая сейчас диктует ценовые условия для европейских клиентов, останется не удел.
Возможно, на это и пошли бы после 2019 года, когда заканчивается контракт на транзит российского газа по территории Украины. Если бы к этому времени построили новые экспортные трубы. И тогда можно было бы снизить объемы транзита до 10-15 млрд кубометров, как и предлагает «Газпром». Но Киев уверенно в европейском суде показал, что не собирается сдаваться. Кому-то проиграть в этом противостоянии все равно придется, а времени остается все меньше.