Пикеты у стен Думы: Володина призвали бороться с харассментом или менять работу
К зданию Госдумы в Москве пришли как журналисты, так и активисты Amnesty International. Не обошла вниманием это событие и кандидат в президенты Ксения Собчак
Читать на полной версииОбновлено в 16:37
Одиночные пикеты в ответ на заявления председателя Госдумы Вячеслава Володина. К зданию нижней палаты парламента с плакатом «Депутаты, мы вас не хотим» пришла кандидат в президенты России Ксения Собчак.
В акции также приняли участие активисты Amnesty International. Они держали в руках плакаты «господин Володин, если боитесь расследовать домогательства в Думе, то меняйте работу!» Замечен был и шеф-редактор сайта «Ведомостей» Максим Товкайло.
Поводом к акции послужили слова Володина, которые он сказал журналисткам парламентского пула, поздравляя их с 8 Марта: «Вам опасно работать в Думе? Если да, то меняйте работу». Как он отметил, «истории многолетней давности всплыли именно в предвыборный период», и продвигают их «представители иностранных СМИ или СМИ, которые с ними работают».
Фрагменты предположительно аудиозаписи этого разговора Володина с журналистками попали в интернет. Больше похоже на то, что запись велась тайно и разговор был, что называется, off records. Слышно, что встреча неформальная, с шампанским, Володин поздравляет журналисток, но в какой-то момент разговор, судя по записи, становится вполне серьезным. По поводу скандала вокруг депутата Слуцкого Володин предположил: «А вдруг это провокация?»
— Вопрос в том, что никто не услышал, что женщины защищены, что мы вас защитим, что будет разбирательство.
— Вам опасно? Меняйте место работы. Вы о чем?
— Я о том, будет ли разбирательство?
— А я вам говорю о том, что разбирательства будут в рамках правового поля и исходя из презумпции невиновности. Это первое. Второе — очень много в ходе избирательной кампании. В Российской Федерации представители грузинского телеканала, ВВС, «Дождя» берут и инициируют как по графику подачу этих заявлений, причем об этом все было известно ранее. И если в рамках этих разбирательств выйдем на то, что это провокация… Как вы понимаете, такое тоже возможно.
У Годсумы прошли пикеты против домогательств Слуцкого -https://t.co/XVHExtpg8d#Россия#политика#новости#выборы#ЛДПР#Госдума#Собчакpic.twitter.com/NdTcHncIeu
— РуПолитинформация (@RuPolitinfo) 8 марта 2018 г.
В начале февраля первым о домогательствах со стороны Леонида Слуцкого сообщил телеканал «Дождь» со ссылкой на трех неназванных представительниц СМИ. После о том, что Слуцкий в 2011 году ее домогался, заявила заместитель главреда RTVi Екатерина Котрикадзе. Далее продюсер «Дождя» Дарья Жук рассказала, что в 2014 году столкнулась с непристойным поведением депутата. 6 марта корреспондент Русской службы ВВС Фарида Рустамова сообщила, что у нее сохранилась аудиозапись, подтверждающая домогательства Слуцкого.
Заявления спикера Думы Володина поддержала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева.
Тамара Плетнева председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей «Правильно он сказал, потому что он тоже, я думаю, не верит, что Слуцкий мог какие-то допускать вещи непотребные. Ладно, ерундой заниматься. Целыми днями в Госдуме куча журналистов, и все освещают и что надо, и что не надо. Никогда не приходилось мне, чтобы кто-то со мной вел себя непотребно, потому что я сама себя веду так, как надо. И журналисткам этим я тоже посоветовала бы нормально одеваться построже, вести себя, как положено, задавать вопросы, не злить. Вы знаете, какая работа нервная, они еще начинают вот это специально нагнетать. Но я все равно уверена. Это я могу взорваться, а Слуцкий нет. Слуцкий спокойный такой, веселый парень. Он может вообще пошутить что-нибудь. Он политикой занимается, он прекрасный политик-международник. Вы что вообще?»
И все же комиссия Госдумы по этике попросила Слуцкого предоставить письменные объяснения по поводу обвинений в домогательствах. А после 19 марта комиссия может обсудить это на заседании. Что может грозить Слуцкому?
Отари Аршба глава думской комиссии по этике «Процедура предусматривает в случае обращения жалобы на того или иного депутата запросить объяснения у самого депутата, что и было уже сделано комиссией по поводу двух обращений. От госпожи Жук и от Рустамовой. Дождемся объяснений, потом дождемся возвращения наших коллег с региональной недели после 19-го числа и составим план комиссии по рассмотрению этих вопросов. Есть виды наказаний, которые комиссия вправе применить, если сочтет претензии, предъявленные нашему коллеге, обоснованными. Если это незначительный какой-то проступок, мы можем указать коллегии на недопустимость подобного рода действий. В случае утяжеления обстоятельств, мы можем придать публичности все эти описываемые художества, можем потребовать публичных извинений от нашего коллеги, можем лишить его слова и посещения пленарных заседаний. Ну, и не относящиеся к подобного рода случаям — это связано с нарушением дисциплины: непосещение рабочего места, уклонение от выполнения обязанностей депутата, в таком случае, комиссия может потребовать сложения полномочий».
Сам Слуцкий ранее отвергал все обвинения в харассменте, называя это провокацией и попыткой сделать из него русского Вайнштейна. Он заявлял это в ответ на первые анонимные обвинения. Когда журналистки стали называть свои имена, Слуцкий заявил следующее:
Тем временем сам Слуцкий извинился перед женщинами. Он написал на своей странице в Facebook: «От всей души поздравляю вас с международным женским днем! Желаю крепкого здоровья, душевных сил и простого человеческого счастья! Пользуясь случаем, хотел бы попросить прощения у тех из вас, кому когда-либо вольно или невольно причинил любые переживания. Поверьте, не по злому умыслу».
Почему позиция депутата смягчилась?
Тем временем глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев обвинил журналисток, пожаловавшихся на Слуцкого в непрофессионализме и нарушении журналистской этики. «Почему журналистка, получив материал о безобразном поведении депутата, семь лет молчала? Я понимаю, если бы это была уборщица или секретарша, но это журналистка. Она приходит, ее зажимают, а она вместо того, чтобы орать на всю вселенную о том, что появился негодяй, сексуальный маньяк в Государственной думе, она молчит семь лет», — цитирует Гусева РБК.
Business FM спросила у известных женщин, как бы они повели себя в данной ситуации?
Светлана Сорокина журналист, телеведущая, лауреат премии ТЭФИ «Меня удивляет все время, что все, с точки зрения своих либо каких-то сильных позиций, выступают: а вот, почему сразу, а почему нет? Мне кажется, во-первых, все люди разные, а, во-вторых, если это совсем молодые женщины, то им бывает неловко и непривычно в таких ситуациях. Поэтому говорить, что вот, а я бы, а вот чего же не сразу, это довольно, мне кажется… Мое ощущение, что, конечно же, все равно нужно иметь в виду, что люди, так или иначе, были оскорблены и семь лет забыть этого не могут. Наверное, у большинства из женщин такие ситуации бывали. Другое дело, кто как реагировал и прочее. Я не знаю, будучи совсем молодой, как бы я отреагировала и как бы повела себя в случае такого домогательства. Я могла дать отпор, а кто-то не может этого сделать сразу, поэтому я не берусь судить. Но все время считаю, что все равно прав тот, кто был оскорблен, и все претензии такого рода считаю правомочными и поддерживаю ту же Катю Котрикадзе и других женщин в том, что они сделали такие заявления».
А вот что ответила Business FM на вопрос — «чтобы вы сделали, если бы оказались в подобной ситуации с домогательствами?» — директор департамента информации и печати МИД РФ, официальный представитель ведомства Мария Захарова.
И вот очередная история общения с депутатом Слуцким — «бомбическая», как ее назвала в эфире «Эха Москвы» официальный представитель МИД Мария Захарова. По словам Захаровой, это случилось в кулуарах Петербургского международного экономического форума четыре года назад: «Я что-то интересное рассказываю, человек десять меня слушают вот с той стороны, и вдруг входит Леонид (Слуцкий). И он садится и начинает, как-то не включаясь в беседу, начинает говорить какие-то такие вещи, ну вот как всегда: «Эй, девушка, что ты говоришь», — ну, какие-то такие вещи очень странные», — вспомнила Захарова. Она посетовала также, что тогда никто из мужчин за столом, включая ведущего Алексея Венедиктова, не сделал Слуцкому замечания.