Экс-мэр Владивостока: «Зачем мне от брата получать взятки?»
В Москве начали судить бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева, обвиняемого во взяточничестве и других коррупционных преступлениях. Свою вину он отверг и заявил об отсутствии в деле ущерба
Читать на полной версииТверской суд Москвы во вторник приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева. Он не признал вину в получении 75 млн рублей взяток при заключении муниципальных контрактов по ремонту и содержанию дорог города, а также в злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе, и заявил об отсутствии ущерба. «Здесь пострадавший только один. Группа компаний «Востокцемент» и моя семья», — сказал он. О невиновности заявили и двое других подсудимых.
Для рассмотрения дела выделили самый большой зал. Доставленных под конвоем Игоря Пушкарева и бывшего гендиректора муниципального унитарного предприятия Владивостока (МУПВ) «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова завели в железную клетку. Находящийся под домашним арестом средний брат экс-градоначальника Андрей Пушкарев расположился среди адвокатов. Три года назад он получил тяжелейшую травму лица в результате взрыва петарды. В этой связи нижнюю часть его лица скрывала медицинская маска.
Когда устанавливали личность, братья Пушкаревы назвались безработными. Андрей Лушников представился заместителем главы муниципального бюджетного учреждения «Содержание городских территорий». После чего экс-градоначальник и его адвокаты буквально завалили суд ходатайствами. Так, Игорь Пушкарев попросил вернуть в дело адвоката Якова Шейна, который представлял его интересы более 20 лет, но был выведен следователем. Когда эту просьбу отклонили, подсудимый ходатайствовал об участии в деле в качестве еще одного адвоката его сына Павла Пушкарева. Молодой человек оказался студентом третьего курса Дальневосточного федерального института. «Это поможет мне сократить расходы», — привел аргумент бывший мэр. Но он не прошел, тем более, что прокуроры не исключили допроса юноши как свидетеля обвинения, а судья решил, что троих адвокатов подсудимому хватит.
Семейный подряд
Полтора часа ушло у прокурора Александра Никифорова для того, чтобы огласить обвинительное заключение. Из него следовало, что «не позднее мая 2008 года» у Пушкарева возник умысел на незаконное обогащение. Градоначальник знал об утвержденной правительством федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2015 года», в рамках которой на финансирование региона планировали выделить 148 млрд рублей.
Владивосток должен был стать центром международного сотрудничества, где в 2012 году должен был состояться саммит АТЭС. На развитие транспортной инфраструктуры и ремонт дорог из бюджета выделялись немалые средства. «Пушкарев решил активно использовать свои полномочия и зависимых от него работников администрации», — сказал прокурор. По его словам, мэр вступил в преступный сговор со своим средним братом Андреем Пушкаревым и посвятил его в свой преступный план. В то время Андрей Пушкарев числился гендиректором ООО «Востокцемент». Эта фирма считается крупнейшим производителем стройматериалов на Дальнем Востоке. Ее возглавляли и контролируют родные братья Игоря Пушкарева: средний Андрей и младший Владимир.
Пушкарев договорился, чтобы МУПВ «Дороги Владивостока» (ее собственником является мэрия города) заключала контракты на закупку строительных материалов — цемента и щебня — с группой компаний ООО «Востокцемент». Вначале гендиректором МУП был неосведомленный о преступных намерениях мэра Павел Демичев. А в 2012 году братья назначили на его место «своего» человека — Андрея Лушникова.
Обвинение утверждает, что средний брат мэра при посредничестве Лушникова заплатил в качестве «откатов» своему старшем брату 75 млн рублей. В эту сумму вошли деньги, полученные безналичным путем на счета подконтрольных ему организаций, а также услуги имущественного характера. К таковым следствие отнесло оплату охраны дома мэра, установку там домофона, а также пользование услугами личного водителя и помощника его брата Андрея.
Дивиденды на полмиллиарда
Обвинение гласило, что Андрей Лушников фактически состоял на дополнительной зарплате у Игоря Пушкарева, получая через его младшего брата от 70 до 160 тысяч рублей ежемесячно. Общую сумму коммерческого подкупа следствие оценило 4,2 млн рублей. Следствие выяснило, что стройматериалы закупались у ООО «Востокцемент» по завышенным ценам. При этом мэр города и Андрей Лушников мешали «другим коммерческим организациям участвовать в муниципальных конкурсах в сфере строительства дорог».
В результате близкие родственники мэра — его мать Татьяна и братья Андрей и Владимир — получили дивиденды от деятельности компаний группы «Востокцемент» на сумму 471,7 млн рублей. Ущерб же от действий соучастников муниципальному предприятию следствие оценило в 143,6 млн рублей. СК пришел к выводу, что образовавшаяся кредиторская задолженность «Дорог Владивостока» составила более 600 млн рублей. В ходе следствия Генпрокуратура от имени государства заявила к фигурантам иск на 614 млн рублей (471,7 млн и 143,6 млн рублей соответственно).
Пушкареву-старшему вменили получение взяток, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп (ч. 6 ст. 290, ч. 3 ст. 285, п. «а» ч. 2, 3 ст. 204 УК РФ). Его брату — дачу взятки и коммерческий подкуп (ч. 5 ст. 291, ст. ст. 204 УК РФ), а Андрею Лушникову — пособничество в даче взятки, коммерческий подкуп, использование заведомо подложного документа и злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих организациях (ч. 5 ст. 33, ч. 6 ст. 290, ст. 204, ч. 3 ст. 327 и ч. 2 ст. 201УК РФ).
Выслушав обвинительное заключение, подсудимые заявили о своей невиновности. При этом братья Пушкаревы настаивали, что обвинение им непонятно, так как оно является неконкретным. Так, Игорь Пушкарев потребовал, чтобы прокуроры ему разъяснили «время, место и способ получения взятки». А его адвокат Наталья Давыдова настаивала, чтобы его разъяснили «в доступной форме». «Пусть укажут, где и когда Пушкарев хотя бы получал взятки», — потребовала защитница. Она пояснила, что данные обстоятельства могут быть опровергнуты с помощью алиби подсудимых. «В январе-мае 2015 года Андрей Пушкарев лежал в больнице в Корее после взрыва, а ему вменяют, что он в это время носил коммерческий подкуп Лушникову», — указала она на недостатки обвинения. Когда же судья предложил прокурорам зачитать обвинение второй раз, подсудимые пошли на попятную и сказали, что этого делать не нужно.
«Абсурдное» обвинение
После этого братья высказали отношение к предъявленному обвинению. Дольше всех говорил бывший мэр Владивостока. Игорь Пушкарев заявил, что в деле нет «корысти, мотива и ущерба». Само обвинение он назвал абсурдным. «Здесь пострадавший только один — группа компаний «Востокцемент» и моя семья. И еще Лушников, который эффективно работал», — сказал подсудимый и пояснил свою мысль. Он настаивал, что не нанес городу «ни морального, ни материального ущерба», как, впрочем, и муниципальному предприятию. Он отметил, что ранее по делу были проведены три доследственные проверки, по результатам которых отказывали в возбуждении дела. «Ничего не изменилось с тех пор. Обвинение вычеркивает главное: а был ли мальчик», — горячился экс-градоначальник.
Он сообщил, что предприятие получило стройматериалы — цемент и щебень — на общую сумму 2,2 млрд рублей, а заплатило только 1,2 млрд рублей. «На 963 млн рублей оно не оплатило и не оплачивало с самого начала действия договора», — указал Пушкарев. Он отметил, что группа компаний «Востокцемент» простила «Дорогам Владивостока» образовавшуюся в 2009-2011 годах задолженность и не стало подавать иск в суд. В итоге МУП даже получило доход в размере 963 млн рублей, заплатив налог на прибыль на сумму 83 млн рублей.
«Обвинение говорит о завышении цены на стройматериалы, сравнивая средние цены по Приморскому краю. Но даже если экспертиза верна и цена была завышена на 143 млн рублей, но не оплатили [стройматериалы] на 963 миллиона!» — указал Пушкарев.
Он отметил, что его родным вменяется получение незаконных дивидендов. В то же время проведенная по делу экспертиза установила, что с 2012 года стройматериалы стали поставляться по более низким ценам, что позволило сэкономить 20 млн рублей.
Кроме того, подсудимый заявил, что ему не было резона подкупать Лушникова. «Я его руководитель. Если я даю указания, он должен выполнять», — сказал бывший мэр города. Также, утверждал Пушкарев, ему не нужно было получать взятки от брата, используя для этого посредника. Подсудимый пояснил, что живет рядом с родными братьями — их дома фактически расположены на одном участке и объединены одним забором. «Зачем нам был нужен Лушников? Зачем мне от брата получать взятки?» — задал он серию риторических вопросов. В завершение подсудимый подчеркнул, что сэкономил бюджетные деньги, пользуясь услугами водителя и помощника брата. «Я не тратил денег города. А теперь это взятка», — посетовал Пушкарев.
Безвозмездная помощь
Его брат Андрей заявил, что не подкупал Лушникова. «Я оказывал помощь Лушникову безвозмездно. Никаких действий он в пользу «Востокцемента» не совершал», — сказал фигурант. Подсудимый пояснил, что ранее Андрей Лушников уже работал в «Дорогах Владивостока», хорошо себя зарекомендовал, но был вынужден уволиться из-за низкой зарплаты. И когда в 2012 году в городе началась финальная подготовка к саммиту АТЭС, ему предложил вернуться. При этом он предложил Лушникову платить зарплату из своего кармана. «Мой брат не совершал преступных действий и не использовал свои полномочия в интересах «Дорог Владивостока» и моих», — заключил Пушкарев-средний.
Андрей Лушников также отверг обвинение, но выступать не стал и обещал дать пояснения позже.
Обвинение начнет представлять доказательства 13 марта с исследования письменных материалов дела и вещдоков. Допрашивать свидетелей обвинения решили по мере их явки. С учетом того, что большинство из них проживает во Владивостоке, а судья занят в двух больших процессах, участники процесса не исключили, что разбирательство может затянуться до конца года.