Фильм «Довлатов» получил приз политического кинофестиваля
В Берлине накануне вручили золотого и серебряных «медведей» — главные награды одного из крупнейших кинофестивалей Европы, Берлинале
Читать на полной версииОдного из серебряных «медведей» Берлинале за лучшую работу художника по костюмам завоевала Елена Окопная за фильм «Довлатов», снятый ее мужем Алексеем Германом-младшим. Чуть ранее картина получила приз читателей Berliner Morgenpost.
Золотого «медведя» Берлинале взяла работа румынского режиссера Адины Пинтили Touch me not — «Не прикасайся». Фильм без преувеличения шокирующий, в картине режиссер исследовала разновидности и пределы человеческой сексуальности.
«Довлатов», который все десять дней фестиваля занимал второе или первое место в рейтинге, получил серебряного «медведя». Его вручили супруге режиссера — художнику-постановщику Елене Окопной за работу над костюмами и оформлением.
Команде удалось полностью, до мельчайших подробностей воссоздать советскую эпоху семидесятых, от обоев на стенах до лавочек в парках, а позже и погрузить в нее зрителей. Вот что накануне Business FM рассказал режиссер фильма «Довлатов» Алексей Герман-младший:
Алексей Герман-младший режиссер «По мне, так этот фильм больше про людей, про ту эпоху, про искусство, про желание самореализации, про любовь к дочери, больше, чем про политику. Я вообще не очень люблю политическое кино и не очень его понимаю. Но мы начали делать его давно, а время нагнало со всей этой трагичностью истории с Кириллом Серебренниковым, который невиновен, поэтому кто-то будет воспринимать его как политику, это очевидно. Хотя для меня это было объяснение в любви тем писателям и художникам и городу, который я люблю. Если честно, я не думаю, что картина получит что-то. Потому что это чисто русская история. Картина абсолютно не экспортная, не адаптированная, уж вот так для условий англосакса».
Фильм рассказывает о нескольких днях жизни Довлатова в ноябре 1971-го, незадолго до эмиграции Иосифа Бродского. Ощущения застоя, когда работы не публикуют и хочется бежать.
И если бы в кино не было политики, он вряд ли попал в список 24 главных картин Берлинале. Всего их более 400. Берлинале был и остается политическим кинофестивалем. Рассказывает кинообозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина:
Сусанна Альперина кинообозреватель «Российской газеты» «Отборщики очень сильно концентрировались на политической теме и на остросоциальных темах. Я думаю, картины некоторые туда попали не из-за качества исполнения, а из-за того, насколько отражали актуальные политические вопросы. Во всяком случае, конкурсная программа была очень политизирована, я к середине фестиваля от политики просто устала. Берлинале всегда был политизированным фестивалем. Это было его отличие. Он всегда следовал политическим тенденциям, просто сейчас перегнул палку и уклонился в сторону политики, оставив позади художественное достоинство картин».
Не обошелся фестиваль и без акций протеста. Перед открытием церемонии активисты движения MeToo, которое началось после скандала с продюсером Харви Вайнштейном, требовали от организаторов фестиваля сменить красную ковровую дорожку на черную в знак поддержки жертв сексуальных домогательств в киноиндустрии. А на закрытии Берлинале актриса Франциска Петри прошлась по красной дорожке в белом костюме и с бумажным пакетом на голове. На нем был изображен Кирилл Серебренников.
Кирилл Милкус автор блога Berlinkus про Берлин «Приглядываюсь, это пакет на голове у какой-то девушки, и это лицо Кирилла Серебренникова, и я это понимаю, потому что на кофте написано: «Я должен оставаться дома!!!». Потом она разворачивается, поворачивается к фотографам на другой стороне, и я вижу хештег freeKirill, и я понимаю, что речь идет о Кирилле Серебренникове. Потом она снимает пакет, и оказывается, что это Франциска Петри, это известная немецкая актриса, которая снималась у него в фильме «Измена» в 2012 году. Этот фильм открывал Венецианский фестиваль, и Франциска Петри получила за него на международном фестивале в Абу-Даби приз за лучшую женскую роль».
Приз зрительских симпатий на внеконкурсной программе получила лента «Профиль» Тимура Бекмамбетова. Картина снята в новом жанре скрин-лайф, когда все действие фильма происходит только на экране компьютера главной героини. За нее проголосовали 26 тысяч человек. Всего Берлинале посещают почти полмиллиона зрителей. Рассказывает жительница Берлина Анита:
Анита жительница Берлина «Я живу в Берлине и каждый год посещаю Берлинале. Я думаю, что этот фестиваль, как магнит для публики, много людей приезжает. Это супермероприятие. На улице холодно, а ты можешь пойти в теплый кинотеатр и бесконечно долго смотреть сотни фильмов».
Хорошо продавались российские картины на европейском кинорынке. Выставка проходит одновременно с Берлинале. Лучше всех котировалась российская анимация: мультфильмы «Снежная королева» и «Волки и овцы». На продажу привезли «Фиксиков» и «Смешариков» и впервые показали «Гофманиаду». Этот российский полнометражный кукольный мультфильм снимался 15 лет. И вот премьера в рамках берлинского кинорынка. А также продавали фильмы «T-34», «Лед» и «Лето» Кирилла Серебренникова.