Подмосковье против сжигания мусора: опасения обоснованны?
В эти выходные в Наро-Фоминске запланированы сразу два митинга против строительства мусоросжигательного завода. Протестные акции регулярно проходят и в других городах региона
Читать на полной версииРешить проблему мусорных полигонов должны предприятия по сжиганию отходов. До 2022 года их в Подмосковье построят целых четыре: в Воскресенском, Ногинском, Солнечногорском и Наро-Фоминском районах. Местные жители категорически против этих заводов. Их даже не убеждает, что использоваться будут современные технологии компании Hitachi Zosen Innova, чьи разработки широко применяются в странах ЕС, известных своими высочайшими требованиями к экологии. Жители Подмосковья боятся возможных нарушений, и руководитель центра «Устойчивое развитие» Наталья Розина говорит, что эти опасения вполне обоснованны:
Наталья Розина руководитель организации «Центр «Устойчивое развитие» «У нас в мусор попадают батарейки, ртутные лампы, медицинские и другие опасные отходы. Сжигать это все в одной топке на мусоросжигательном заводе просто опасно. Нет уверенности в том, что люди, которые построят эти заводы, а их строят, и они будут работать, принадлежат коммерсантам, а не государству. Нет уверенности в том, что эти люди не захотят сэкономить и действительно будут приобретать качественные фильтры».
Отходы перед сжиганием будут сортировать. По статистике, для этих целей подходит лишь около 10% от всего объема несортированного мусора, то есть большую часть поступивших отходов придется утилизировать каким-то другим способом.
На митингах жители Подмосковья говорят, что их такие реалии совершенно не устраивают. Ведь в таком случае мусорные полигоны не только никуда не денутся, но и в дополнение к ним появятся еще и коптящие заводы, пусть и очень высокотехнологичные.
Предприятие стоимостью 34 млрд рублей будет не только отходы уничтожать, но и производить электроэнергию. Правда, невероятно дорогую электроэнергию — 460 тысяч рублей за 1 киловатт. Это в семь раз дороже электроэнергии АЭС. Поэтому многим непонятно, почему мусор хотят именно сжигать, а не, скажем, перерабатывать.
Тамара Касьянова первый вице-президент Клуба финансовых директоров «Экономично и правильно, чтобы большая часть мусора шла в переработку. Экономически выгоднее было бы строить мусороперерабатывающие заводы, а это более экологичная часть, и вторичная переработка мусора, которая пошла бы в дальнейшую переработку реально, и не было бы вредных последствий от мусоросжигания. Мусороперерабатывающие заводы малой мощности реально окупаются за три года, максимум — пять-семь лет. А те мусоросжигательные заводы, которые планируются к строительству, не окупятся не через 20 и 30 лет».
Кроме того, эксперты указывают, что создание современной инфраструктуры — это, конечно, хорошо, но не менее важно вести работу с населением. Властям необходимо выработать долгосрочную стратегию. Способы решения проблемы утилизации отходов должны быть понятны каждому. В популярном британском мультфильме «Свинка Пеппа», например, правильной сортировке мусора посвящена целая серия. И у посмотревшего мультик ребенка уже не возникает вопросов, зачем это нужно и как это делать.
Правда, пока чиновники, создавая город будущего, теме раздельного сбора мусора внимания практически не уделяют. Говорит организатор экологического движения «Раздельный сбор» Валерия Коростелева:
Валерия Коростелева организатор экологического движения «Раздельный сбор» «Абсолютно уверена, что внедрение раздельного сбора — это намного эффективнее и экологичнее для природы нашего города, потому что велодорожки, которые сейчас прогулочные, не влияют на количество людей, пересаживающихся с личного транспорта на велотранспорт, чтобы добираться в магазин и на работу. Поэтому какие-то выхлопы не сокращаются от автомобильного транспорта. В общем-то, никакого влияния нет на ситуацию».
По данным московского департамента природопользования, к раздельному сбору мусора готовы лишь 30% горожан. Правда, помочь столице они возможности не имеют. По информации «Гринпис», доступ к необходимой для раздельного сбора отходов инфраструктуре имеют лишь 8% москвичей.