Будем ли мы во всем брать пример с Китая? Комментарий Георгия Бовта
На съезде Коммунистической партии Китая были внесены важные коррективы в партийную идеологию. И вот теперь ЦК предлагает убрать из конституции пункт о том, что председатель и вице-председатель КНР могут «занимать должность не более двух сроков подряд». Что в этой новости интересно нам?
Читать на полной версииПо сообщению официального информационного агентства страны «Синьхуа», Центральный комитет Коммунистической партии Китая предложил убрать из конституции страны положение о том, что председатель и вице-председатель КНР могут «занимать должность не более двух сроков подряд».
До сих пор принцип сменяемости руководства каждые десять лет считался одним из основных для динамичного развития страны. Ввели его после Дэн Сяопина. Нынешний китайский руководитель Си Цзиньпин сменил предыдущего, Ху Цзиньтао, во главе КПК и Китая в 2012 году, в марте 2013 года он возглавил Центральный военный совет. Его срок пребывания у власти истекает в 2023 году. Что интересного в этой новости для нас? Комментарий Георгия Бовта.
О том, что Си Цзиньпин собирается задержаться у власти, заговорили не вчера. Тому были множащиеся подтверждения. Не всем в Китайской компартии это, видимо, нравилось, однако «дедушка Си», как уважительно зовут его в КНР, переиграл соперников. В том числе с помощью проводимой им уже пять лет кампании по борьбе с коррупцией.
Решающую роль сыграл XIX съезд Компартии Китая, состоявшийся прошлой осенью. На нем Си Цзиньпин обещал к 2035 году завершить модернизацию армии, чтобы превратить ее в вооруженные силы «передового мирового уровня», а к 2050-му сделать ее мощнейшей военной силой в мире. Все это вместе с развитой экономикой должно позволить КНР стать «глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию», как выразился в докладе Си. В Китае вообще принято планировать на десятилетия вперед. А масштабность предложенных Си Цзиньпином реформ заложила аргументацию под продление его правления, ведь такие перемены невозможно осуществить за пять лет.
На съезде были внесены важные коррективы в партийную идеологию. Было подтверждено, что КНР «вступает в новую эру социализма с китайской спецификой». Главным теоретиком этого этапа выступил как раз сам Си Цзиньпин. Как и автором тезисов об «укрепление партийной дисциплины», о «борьбе со взяточниками» и за так называемую «рецентрализацию», что по-нашему можно назвать укреплением вертикали власти. В 2016 году Си Цзиньпину уже присвоили важный титул «ядра партии». До этого его удостаивались лишь Мао Цзэдун, Дэн Сяопин и Цзян Цзэминь. Последний партсъезд сделал еще один шаг вперед в создании фактически нового «культа личности» Председателя Си, записав в устав партии признание его заслуг в создании новой теории социализма. До него такой персональной чести удостаивался только Мао Цзэдун. Наконец, съезд, вопреки сложившейся традиции, не стал назначать преемника Си Цзиньпина на посту генсека КПК на 2023 год. Принцип ротации руководства страны был заложен Дэн Сяопином. И вот теперь ЦК КПК вносит и соответствующие изменения уже в конституцию страны — насчет поста председателя КНР.
Кстати, в конституцию КНР наряду с поправкой об отмене ограничения по срокам для президента и вице-президента будет добавлен еще и пункт о руководящей роли Компартии как «неотъемлемой черты социализма с китайской спецификой». В Китае до последнего времени также сохранялась неформальная традиция, согласно которой обладатели высших государственных постов не засиживались на них по достижении 68 лет и уходили в отставку на ближайшем съезде. Очевидно, что она теперь будет также нарушена.
Что касается российско-китайских отношений, то они мало зависят от личности руководителя КНР, страны, которая не только играет вдолгую, планируя стратегию на несколько десятилетий вперед, но и мало идет на компромиссы с партнерами. Между нами сложились устойчивые связи в целом ряде политических и экономических областей, им сейчас ничто не угрожает. У нынешнего генсека и председателя КНР вполне дружеские отношения с Владимиром Путиным. Что касается проблем военного лидерства Китая в мире, то для нас это проблема не текущего десятилетия.
Китай и его политическая и экономическая модель довольно часто являются предметом обсуждения в ходе внутренних российских дискуссий. Многие призывают брать пример с Китая то в одном, то в другом. Сейчас у тех, кто является сторонником регулярной ротации власти и при этом указывает на пример Китая, станет одним аргументом меньше. Зато те, кто хотел бы сохранения у власти ныне действующего российского президента и после 2024 года, наверняка теперь будут указывать на Си Цзиньпина. Мол, если лидер достойный, то почему он не может остаться у власти дольше, чем предписывают традиции и законы. Надо же довершить начатые свершения. Интересно было бы узнать мнение самого действующего президента до того, как его переизберут на новый срок. Но что-то подсказывает, что в Кремле не будут спешить с окончательным прояснением этого вопроса еще долго.