Росфинмониторингу доверят жилье?
Минэкономики предложило сделать Росфинмониторинг одним из контролеров на рынке жилой недвижимости. Однако эту инициативу не поддерживают в президентском Совете по кодификации
Читать на полной версииНа рынке жилой недвижимости в скором времени может появиться еще один контролер — Росфинмониторинг. С таким предложением выступило Минэкономики. При этом, как пишет «Коммерсантъ», его не поддержали эксперты президентского Совета по кодификации.
Согласно инициативе, Росфинмониторинг будет сообщать в Росреестр о лицах и об организациях, которые подозреваются в причастности к терроризму или экстремистской деятельности, и это ведомство должно будет внести полученные данные в Единый государственный реестр недвижимости. В результате регистрацию прав на продажу недвижимости могут заблокировать до выяснения всех подробностей.
Председатель совета Торгово-промышленной палаты по саморегулированию, бывший вице-президент Гильдии риелторов Константин Апрелев считает, что это должно касаться исключительно крупных сделок. В противном случае Росфинмониторинг может увлечься, и тогда это плохо отразится на рынке недвижимости:
Константин Апрелев председатель совета Торгово-промышленной палаты по саморегулированию «Я думаю, если они захотят согласовывать сделки, скорее, речь идет о предварительном согласовании. Это значит, что вы должны обозначить источник финансовых средств. Это основная угроза, наверное, в отношении крупных сделок на рынке недвижимости, где офшорные компании приобретают, еще какие-то. Тогда нужно определить, какую величину сделок сначала нужно отсечь в качестве контролируемых финмониторингом. Потому что, если это будет глобально 100% сделок, непонятно, зачем должны простые, обычные граждане страдать по этим проверкам во времени из-за какой-то одной миллионной процента сделок, которые реально должны попасть под контроль финмониторинга».
Сейчас ответственность по контролю операций с деньгами или имуществом лежит на банках. Этого вполне достаточно, привлекать Росфинмониторинг совсем не обязательно, считает директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов:
Павел Брызгалов директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» «По сложившейся практике, если мы говорим про первичный рынок недвижимости, наверное, 98% сделок проходят по безналичному расчету. Поэтому если у клиента проблемы с законом, то, в общем-то, банк, который предоставляет аккредитив для взаиморасчетов и уж тем более ипотеку, он сообщит об этом. Потому что сейчас основная функция сообщения о финансовых нарушениях лежит именно на банках. Точка отсечения неправильной сделки именно на этапе банка находится. А этап регистрации — это когда уже взаиморасчеты произведены и есть основания регистрировать права собственности».
Нововведения теоретически могли бы затронуть рынок вторичной недвижимости. Но там, как правило, говорит Брызгалов, взаиморасчеты происходят наличными с использованием банковских ячеек. Как этот процесс можно регулировать, тоже не совсем понятно.
Документ, разработанный Минэкономики, обсудил президентский Совет по кодификации. Почти все эксперты высказались против поправок. Основные возражения состояли в том, что если уж вмешиваться, то на этапе собственно сделки, а не ее регистрации.