На Украину придут шведские войска. Комментарий Георгия Бовта
Против участия Белоруссии в миротворческой миссии ООН в Донбассе высказалась представитель МИД Украины Елена Зеркаль. Чем продиктовано такое заявление?
Читать на полной версииПредставитель МИД Украины Елена Зеркаль высказалась против участия Белоруссии в миротворческой миссии ООН в Донбассе, поскольку эта страна является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Если мы исключаем для участия в миссии страны НАТО, то очень логично, чтобы не говорили, что страны ОДКБ принимают участие в этой миссии», — сказала украинский дипломат. Как это повлияет на формирование миротворческой миссии ООН на юго-востоке Украины? Комментирует Георгий Бовт.
Еще недавно циркулировали слухи, что контингент из Белоруссии войдет в состав миротворцев ООН общей численностью до 20 тысяч человек наряду с такими нейтральными странами, как Швеция или Бразилия. План введения миротворцев должен был привезти на недавнюю Мюнхенскую конференцию по безопасности советник президента Порошенко, бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Однако обсуждение этого плана в Мюнхене в формате «нормандской четверки» не состоялось. Состоялись безрезультатные переговоры глав МИД России и Украины Лаврова и Климкина. Незадолго до конференции по телефону говорили Владимир Путин и Петр Порошенко. Как теперь стало понятно, в ходе этого разговора также не было достигнуто каких-либо впечатляющих компромиссов. Во всяком случае, спустя два дня Порошенко в Мюнхене произнес резкую антироссийскую речь, что не способствовало достижению таковых. И вот теперь Киев официально ужесточает свою позицию по составу миротворцев в Донбассе. Очевидно, в расчете на то, что Запад усилит давление на Москву, чтобы она приняла план урегулирования и в таком виде.
Осенью прошлого года Москва сама выступила с предложением ввести миротворцев ООН на линию разграничения сил ЛНР и ДНР, с одной стороны, и украинских войск — с другой. Однако ни Киев, ни его западные союзники этот план не приняли, настаивая, чтобы миротворцы размещались на всей территории юго-востока, включая российско-украинскую границу. Остаются разногласия и по поводу мандата сил. Москва предлагала, чтобы основной их функцией стала охрана присутствующей в Донбассе миссии ОБСЕ. Миротворцы также должны были быть вооружены только легким стрелковым оружием. Длительность их пребывания должна была быть ограничена шестью месяцами.
Какое-то время казалось, что стороны идут к компромиссу, а глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль планировал, что решение Совбеза ООН о направлении миротворцев состоится до президентских выборов в России. Однако теперь это выглядит маловероятным. Даже несмотря на то, что некоторое время назад в телефонном разговоре с канцлером ФРГ Ангелой Меркель Владимир Путин согласился, чтобы миротворцы были расквартированы на всей территории юго-востока.
Ключевым моментом остается вопрос о том, кто будет контролировать российско-украинскую границу на юго-востоке. Киев дал понять, что не доверяет белорусам, которые, мол, не предотвратят проникновения российских военных на территории ЛНР и ДНР. Также, согласно «плану Расмуссена», миротворческая миссия должна иметь широкий мандат, выступать совместно с миссией ОБСЕ, содействовать выведению из зон конфликта тяжелых вооружений и вообще разоружению ополченцев, а также защите гражданского населения. Предполагается, что миссия и возьмет на себя контроль за выполнением минских соглашений, но так, как их понимают на Западе.
В частности, в течение года должны быть проведены местные выборы. Москва же, в свою очередь, опасается, что под крышей миротворцев произойдет полная зачистка территории и будет наведен порядок, который не имеет ничего общего по части автономии Донбасса с тем, что написано в минских соглашениях.
Одновременно с ужесточением позиции Киева по составу миротворцев Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса, который принят Радой в январе. И хотя он подчеркнул, что закон не затрагивает международные обязательства Украины, включая минские договоренности, он назвал нынешние власти ЛНР и ДНР террористическими организациями и «представителями оккупационных администраций».
Между тем в минских договоренностях прописано, что Киев должен вести с ними переговоры, в частности о порядке проведения местных выборов. За которыми, а также за формированием новых административных и полицейских органов должны, по «плану Расмуссена», теперь присматривать миротворцы ООН. Согласится ли Россия с данным планом именно в таком виде? Например, с тем, чтобы на российско-украинской границе минимум в двух местах появились шведские военные? А Швеция уже выразила готовность участвовать в миротворческом контингенте. Если Москва согласится, то, видимо, не сразу. Уж очень давно представителей шведской армии не было в тех краях.