Какие задачи выполняют вторые пилоты самолета и сколько они зарабатывают
Эти вопросы Business FM задала экспертам после сообщений СМИ о том, что у помощника капитана Ан-148, разбившегося в Подмосковье, не было профильного образования
Читать на полной версииНа фоне сообщений СМИ о том, что у помощника капитана Ан-148, разбившегося в Подмосковье, не было профильного образования, редакция Business FM узнала, какие функции в рейсе выполняет второй пилот, сколько зарабатывают эти летчики и что они должны сделать, прежде чем попасть в кабину самолета, перевозящего пассажиров.
Для начала, профильное образование у второго пилота разбившегося Ан-148 Сергея Гамбаряна было. Он закончил Ленинградское авиационное техническое училище по специальности «Организация авиаперевозок», Московский государственный технический университет гражданской авиации по специальности «Менеджмент» и Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации по специальности «Аэронавигация».
Скептики отмечают, что все это не имеет прямого отношения к управлению воздушным судном. Это так, но Гамбарян прошел курс переподготовки по программе «Пилоты коммерческой авиации», что, по словам экспертов, абсолютно нормально. Официально став пилотом, пусть и вторым, Гамбарян получил возможность выполнять все функции капитана воздушного судна. Таковы правила, говорит летчик Андрей Ламанов.
Андрей Ламанов летчик «С самого начала появления на своем рабочем месте он пилотирует и имеет право все выполнять. Допустим, если второй пилот взлетает, это получается, что он активно пилотирует самолет. То есть выполняет все функции командира. А командир контролирует все это дело».
Однако ответственность полностью лежит на капитане. КВС отвечает за любые верные и неверные решения, как свои, так и второго пилота. Именно поэтому и зарплаты у КВС выше на 20-30, а иногда и на 50%. Все зависит от авиакомпании. Также каждая компания сама решает, когда второго пилота можно повысить до КВС. Пилот «Саратовских авиалиний» Сергей Гамбарян имел общий налет 812 часов. По словам гендиректора компании «Инфомост» Бориса Рыбака, исходя из санитарных норм, получается, что пролетал он около года:
— У второго пилота 812 часов налета. Получается, что он где-то год летал?
— По саннорме — да.
— И, по сути, ошибка второго пилота, как и КВС, равнозначны?
— Ну да. Кресла-то абсолютно идентичны.
Что касается оплаты труда летчиков, самые высокие доходы в российской гражданской авиации у КВС дальнемагистральных Boeing и Airbus «Аэрофлота» — 650 тысяч рублей в месяц. Как пишут на форуме «Авиа.ру», компании пришлось увеличить сумму почти на 200 тысяч из-за того, что пилоты бегут на азиатский рынок, где зарплаты выше и не зависят от премий, а напрямую связаны с налетом.
По некоторым данным, в Китае КВС в месяц в пересчете на рубли может получать больше 2 млн. Чуть меньше зарабатывают пилоты американских перевозчиков, в Европе они могут рассчитывать примерно на 900 тысяч рублей, но это до налогообложения. То есть на руки получается на треть меньше.