Эксперт: найти замену украинскому двигателю для самолета Бе-200 не так просто
Поставлять в Россию двигатели для самолетов Ан-148 запретили украинские власти. Но главная проблема в том, что они стоят не только на пассажирских лайнерах, но и на самолете-амфибии
Читать на полной версииУкраинские власти запретили поставлять в Россию двигатели для самолетов Ан-148. Об этом, по данным ТАСС, во время круглого стола в Госдуме рассказал замминистра промышленности Олег Бочаров. Данные двигатели выпускаются украинским предприятием «Мотор Сич». Сам же лайнер производился на мощностях Воронежского самолетостроительного общества.
В России основными эксплуатантами этих самолетов являются Минобороны, МЧС и «Саратовские авиалинии», чей Ан-148 на прошлой неделе разбился в Подмосковье. Вот как ситуацию с отказом поставлять двигатели прокомментировал партнер практики «Стратегическая и операционная эффективность» НЭО-центра Александр Ракша:
Александр Ракша партнер практики «Стратегическая и операционная эффективность» НЭО-центра «Всего Ан-148, если мне память не изменяет, было произведено за чуть менее десяти лет порядка 50 штук — это незначительное количество, особенно для ближнемагистрального узкофюзеляжного самолета. В последние годы регулярно шла речь о том, чтобы снять его вообще с производства. В прошлом году из заказчиков был только Минобороны, который заказал то ли два, то ли три борта. Я думаю, вот в такой постановке вопроса, что там еще и двигатели теперь вообще нельзя поставлять, либо самолет будет снят вообще с производства, либо ремоторизирован за счет двигателя, который был разработан для Sukhoi Superjet. Но тут вопрос того, насколько это нужно, учитывая отсутствие спроса, по сути, на этот самолет, скорее будет проще переориентировать в ОСОН кооперационные проекты внутри самого ОАК. Это, прежде всего, Sukhoi Superjet и МС-21».
По словам экспертов, двигатели у Ан-148 надежные и до окончания срока эксплуатации замены не требуют. Но проблема в том, что в России они стоят не только на пассажирских лайнерах, но и на самолете-амфибии Бе-200, а на них быстро заменить двигатели не получится, говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Федор Борисов:
Федор Борисов ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики «Что касается самолета Ан-148, то я не считаю это в принципе проблемой. Его уход с рынка для самого рынка, в общем, будет не замечен. Проблема в том, что двигатель Д-436 используется также в самолете Бе-200, а это проект российского авиапрома новый, уникальный. Это реактивная летающая лодка, предназначенная в первую очередь для борьбы с пожарами, кроме того, есть определенный военный потенциал. И вот для Бе-200 двигатель Д-436 — это единственный тип двигателя, который сейчас используется. И вопрос эксплуатации и производства новых самолетов, естественно, упирается в наличие этих двигателей на рынке. Искать замену — это не так просто, потому что любой самолет проектируется под определенный тип двигателя, иногда есть варианты, можно поставить этот, можно поставить этот, но это должен быть предусмотренный двигатель, который вы собираетесь ставить на замену, он должен соответствовать. То есть двигатель и самолет должны соответствовать друг другу. Это не очень простой процесс, требующий достаточно серьезных технологических решений, поэтому просто мгновенно заменить Д-436, допустим, на двигатель от Superjet не получится, на это уйдет какое-то время».
Украина отказывается поставлять двигатели для Ан-148, так как 12 этих самолетов числятся на балансе российского Минобороны. Запрет на сотрудничество с Москвой в сфере ОПК Киев установил в 2014 году.