В Пентагоне до сих пор не знают, кого коалиция разбила под Дейр-эз-Зором 7 февраля. Командующий операциями ВВС США в Сирии генерал-лейтенант Джеффри Харриган подробно рассказал об инциденте с уничтожением «неопознанного подразделения» в долине Евфрата. В частности, западная коалиция все еще проводит оценку состава сил, наступавших на штаб-квартиру курдского ополчения.

По многочисленным сообщениям российских и западных СМИ, в ходе столкновения предположительно погибло и было ранено большое число россиян из частных военных компаний — по некоторым данным, до 200 человек. Официальная Москва информацию не подтверждает.

Кроме того, генерал привел подробный состав сил коалиции, использованных в обороне курдской штаб-квартиры. По его словам, в операции применялись даже стратегические бомбардировщики B-52.

«Вечером 7 февраля в рамках самозащиты силы коалиции оказали помощь Сирийским демократическим силам против сил противника, которые организованно и необоснованно атаковали позиции так называемых СДС, переправившись через реку Евфрат. Силы противника начали атаку с артподготовки, после чего батальон в пешем порядке начал наступление на позиции демократической оппозиции под прикрытием артиллерии, танков и минометов. В начале этой атаки в воздухе находились американские истребители F-22 и дроны MQ-9, которые патрулировали воздушное пространство, как они обычно это делают в рамках борьбы с ИГИЛ.

Мы немедленно связались с российскими представителями по спецлинии для урегулирования конфликтных ситуаций, чтобы оповестить их о неспровоцированной атаке на позиции СДС и коалиции. После этих звонков руководство коалиции одобрило нанесение ударов по вражеским силам.

На земле силы демократической оппозиции корректировали огонь в течение трех часов. Удары наносила как артиллерия, так и авиация, включая истребители F-15E, бомбардировщики B-52, летающая батарея АС-130 и вертолеты AH-64 Apache, которые использовали высокоточное оружие для остановки вражеского наступления и уничтожили множество танков и артиллерии. После того как вражеские силы начали отступать на запад, огонь был прекращен.

Атака была неспровоцированной, но не неожиданной. Коалиция наблюдала за неспешным наращиванием личного состава и техники за неделю до атаки. Мы проинформировали российскую сторону о том, что в этом же районе находятся силы СДС и коалиции».

Американский генерал отказался привести подробности бесед по горячей линии. На все вопросы командующий силами США в Сирии сообщал, что контакты с российской стороной проходили «в профессиональном ключе». Как говорилось в более раннем заявлении Пентагона, во время атаки Россия заверила коалицию, что не будет препятствовать авиаударам по наступающим.

До последнего времени американские военные воздерживались от развернутых комментариев по поводу инцидента 7 февраля, ограничиваясь сухими короткими высказываниями. Можно предположить, что информационная концепция изменилась из-за того, что интерес к происшествию не снижается.

Это крайне неприятная ситуация для российской власти, хотя ее можно было предусмотреть, считает руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко.

Алексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «У Кремля пока что не может быть какой-то официальной или даже полуофициальной позиции. Получается, что это просто какие-то бывшие российские военнослужащие, кем-то нанятые и действовавшие на свой страх и риск. Сегодня позиция России, то есть позиция Кремля — я не я, как говорится, и лошадь не моя. Но это, я бы сказал, позиция достаточно постыдная, поскольку все и в России, и за рубежом прекрасно знают, что это за люди. Но как официально на это реагировать, в том числе как реагировать на заявления американского генерала о том, что мы вас предупреждали, — это непростая ситуация: получается, что американцы предупреждали официальных российских лиц о том, что они будут наносить удар по наемникам, которые формально к России не имеют никакого отношения. Молчание по этому поводу показывает, что решения нет и они не знают, как себя вести. А людей жалко. Мы даже не знаем, какое количество погибло. В общем-то, люди так или иначе работали на интересы России, в каком бы виде там они ни пребывали».

В ходе многочасового столкновения под Дейр-эз-Зором, по разным данным, погибли и были ранены от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Сколько из них было россиян, доподлинно неизвестно.

По данным источников Bloomberg, раненные в Сирии российские граждане доставлены в госпитали Минобороны в Москве и Санкт-Петербурге. «Нельзя исключать, что на территории Сирии находятся граждане России, но они никак не относятся к Вооруженным силам Российской Федерации», — заявил 14 февраля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.