Окончательное решение: объединение «Бина» и «Открытия»
«Бинбанк» и «Открытие» сольют в один банк. Что все это было: операция по переходу банков из одних рук в другие или же спасение финансовых корпораций из первых рядов финсектора?
Читать на полной версииЦБ принял окончательное решение: «Открытие» и «Бин» объединят в один банк. Оба сейчас на санации регулятора. В руководстве «Открытия» заявляют, что объединение поможет сэкономить. Однако процесс большого оздоровления вызывает много вопросов. За кем правда и чем все закончится?
В день, когда Эльвира Набиуллина объявила об объединении «Бина» и «Открытия», произошел показательный конфликт. «Открытие» перестал платить за аренду своего здания на Павелецкой. Фокус в том, что этот офис принадлежит компании «Открытие Холдинг», которая раньше владела банком и при которой банк, по версии ЦБ, чуть не дошел до краха.
Соответственно, через холдинг «Открытием» владели его основные акционеры: Беляев, Мамут, Несис, ЛУКОЙЛ и другие. А сейчас банк сообщает, что ставка аренды была завышена, поэтому платить пока не будет. В холдинге намекнули, что у них хотят отобрать здание. Дело в том, что оно заложено по кредиту в «Трасте», который санирует «Открытие». А погашается долг за счет арендных платежей. И если их не будет, то произойдет дефолт, и собственники лишатся своей недвижимости. Кто больше прав в этом отчасти психологическом споре?
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru «Придя в банк, государство обнаружило дыру, в появлении которой виновен Беляев. Поэтому, с этой точки зрения, платить Беляеву какие-то деньги… Это Беляев должен заплатить много-много миллиардов. ЦБ хочет каким-то образом у Беляева компенсировать дыру в капитале его банка «Открытие», а взять толком у Беляева нечего, потому что либо у него ничего нет, либо все, что есть, то в залоге у других банков по кредитам. Ну вот, очевидно, решили взять это здание».
Бывшие акционеры «Открытия» его санацию не комментируют. И это молчание, пожалуй, красноречивее иных гневных заявлений. За ним, кажется, скрывается большая обида на ЦБ, забравший банк.
По-другому ведут себя бывшие акционеры Бинбанка. Но здесь чувствуется другое: у Михаила Гуцериева уже был момент в жизни, когда он все потерял и убежал в Лондон. Это все история. Будущее — объединение «Бина» и «Открытия». Об этом и раньше, как об идее, говорили в ЦБ. А сейчас Эльвира Набиуллина окончательно подтвердила. Придется столкнуться со сложностями, прогнозирует старший директор Fitch Ratings Александр Данилов.
Александр Данилов старший директор Fitch Ratings «У них были оттоки ликвидности, соответственно, сейчас задача стоит в том, чтобы это фондирование от ЦБ, которое было предоставлено, замещать рыночными деньгами. Соответственно, задача состоит в том, чтобы привлечь те деньги по какой-то разумной ставке, чтобы потом можно кредитовать кого-то. Это все очень непросто, потому что все-таки конкуренция за ресурсы сейчас есть, ставки падают. В общем, есть, из чего выбирать сейчас людям. То есть такие задачи сложные. Ну и плюс клиентов надо не растерять по ходу. Новая команда сейчас. Если вдруг кто-то из ключевого персонала уходит, соответственно, может и перетащить за собой каких-то клиентов».
Клиенты-физики вряд ли почувствуют объединение. Юрикам придется пройти несколько бюрократических процедур, но это тоже терпимо. Зато будет плюс: больше офисов и банкоматов. Сам банк на объединении сэкономит, о чем заявил и новый глава «Открытия» Михаил Задорнов: потребуется меньше средств на санацию. Можно продолжить — и на управляющий персонал. О главном минусе объединения говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Еще недавно рынок ждал, что, помимо «Бина» и «Открытия», в новый финансовый гигант вольют и Промсвязьбанк. Но ему уготована другая судьба: из него для защиты от санкций сделают оборонный банк. И все равно в результате слияния получится огромная организация с триллионными активами. Потом ее продадут, и она станет крупнейшим в России частным банком, больше, чем «Альфа».
Большой вопрос: кто его купит? С одной стороны, в нынешних условиях банки никому не нужны, с другой — имя покупателя может пролить больше света на историю санации. Что все это было: операция по переходу банков из одних рук в другие или же спасение финансовых корпораций из первых рядов финсектора? В любом случае, ничего хорошего для банковского сектора не случилось. Если бы Гиппократ был банкиром, он, наверное, придумал бы главную заповедь для всех: не доводи.
Бренд Бинбанка отказались сохранять после объединения с «Открытием», заявили РБК в пресс-службе финансовой компании. Процесс объединения двух банков может занять от 9 до 12 месяцев, заявлял глава «Открытия» Михаил Задорнов. В результате слияния получится филиальная и банкоматная сеть, которая будет насчитывать 950 точек.