Moody’s не понизило рейтинг «Силовых машин» — оно просто его отозвало
Агентство отозвало рейтинг компании Алексея Мордашова. Ранее производитель энергооборудования попал под старые американские санкции, связанные с украинскими событиями. Чем грозит «Силовым машинам» ограничение и лишение рейтинга международного агентства?
Читать на полной версии«Силовые машины» оказались под санкциями и без оценки Moody’s. Агентство, по сути, сообщило миру: мы больше не можем оценивать эту компанию и риски, связанные с ней. Правда, рейтинг и так был негативным, а отзыв связан с причинами делового характера, сообщили в Moody’s.
Тем не менее оценка до сего момента была не самой «мусорной». Естественно, решение агентства связали с санкциями США против компании Алексея Мордашова. Это не новый санкционный пакет: «Машины» внесли в старый «украинский список». Причина на поверхности — причастность к поставкам турбин Siemens в Крым.
Самое ожидаемое последствие — это сложности с кредитованием, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «Большая часть денежных потоков в мире проходит через американские банки. Когда подобные санкции вводятся и отсутствие рейтинга, это означает, что стоимость кредитования для компании реально возрастает, и неважно, будет ли оно европейское, азиатское или еще какое-то. Безусловно, для компании это дополнительная нагрузка. Чем дальше, тем это может больнее влиять на саму компанию».
Ключевой вопрос — это новые контракты. Компания недавно сделала ставку на экспорт. Ее выручка только за первые полгода 2017-го превысила полмиллиарда долларов. Чуть больше половины приходится на поставки в другие страны. В первую очередь эти денежные потоки идут из Европы и Азии.
Старые контракты санкции не затронут. Новые могут оказаться под вопросом. Мнение заместителя руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева:
Сергей Кондратьев заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов «Мы видим сейчас, что в России меньше будет проектов, меньше будет спрос на генерирующее оборудование. «Силовые машины» еще в середине 2017 года заявляли, что их стратегия — максимальное наращивание экспорта. В этом плане получение новых заказов даже в дружественных странах-партнерах может быть затруднено».
По закону американцам теперь запрещено заключать сделки с «Силовыми машинами», а все активы компании на территории США будут заморожены. Вероятно, она потеряет право производить по американской лицензии котлы-утилизаторы для тепловых станций. Но, судя по всему, это будет чуть ли не единственная технологическая потеря. О преимуществах, которые компания может извлечь из американских санкций, рассказывает директор Института проблем энергетики Булат Нигматуллин:
Булат Нигматуллин директор Института проблем энергетики «Это позволит «Силовым машинам», учитывая, что они попали в некую разборку, заявить в правительстве, чтобы было отечественное производство. Раз нас так, то давайте покупайте то, что наше — силовые машины».
«Силовые машины» попали в большую компанию тех, кого США уже внесли в «украинский пакет». Помимо оборонных предприятий, там нефтегазовые корпорации, банки. Ограничения хоть и сказались на всех, но фатальными на внешних рынках не стали: и нефть, и оружие у них продолжают покупать. Хотя компания Мордашова попала в список не вовремя — очередное обострение и публикация доклада. Да и рейтинги до сего момента у других крупных фигурантов санкционного списка не отзывали.
Не очень понятно, как быть с Siemens. Немецкий концерн уже несколько лет не является акционером компании Мордашова. Но у германцев 35% в совместном предприятии с «Силовыми машинами» — важнейший для партнеров альянс.
По идее это предприятие тоже попадает под санкции, а теоретически и Siemens. Но о немецкой компании нигде не упоминается, и как ей быть, неясно. Неизвестность — это первое и одно из самых важных последствий любых американских ограничений.