Германия дала окончательное разрешение на прокладку газопровода «Северный поток — 2» в своих территориальных водах. Помимо этого, властями страны также было разрешено строительство 55-километровой наземной части трубы на своей территории.

В руководстве проекта отмечают, что решение является важным шагом для проекта. Означает ли разрешение Германии, что вердикт окончательный — «Северному потоку» быть?

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Несмотря на политику, несмотря на то, что фрау Меркель ярчайший критик российской политики, несмотря на все это, Германия всегда поддерживала «Северный поток — 2», в том числе на политическом уровне. Ну, пример просто очевидный, когда вот этот закон по санкциям был введен летом 2017 года, производной от которого стал вот этот «кремлевский доклад», который мы много месяцев обсуждали. Там один из пунктов как раз предполагал возможность введения санкций против компаний, которые участвуют в строительстве газопроводов из России. И первым, кто выступил категорически против, это была Германия, в том числе и Меркель. И была Австрия тоже, собственно, один из участников этого проекта, потому что поставки в Италию будут идти, соответственно, все равно через австрийскую территорию. То есть в этом плане Германия всегда является основным флагманом этого проекта. Немецкие компании участвуют в этом проекте, и, в общем-то, сомнений никаких не было. Поэтому разрешение — это важная часть этого проекта, но это предсказуемая часть проекта. Если вот из четырех стран, с которыми мы сотрудничаем по Балтике в этом вопросе, собственно, с Германией было все ясно. И, в общем-то, Германия и Финляндия в этом плане не воспринимались как проблемные государства. А вот что будет с Данией и Швецией, что будет с Брюсселем и Вашингтоном — это тема, конечно, очень интригующая. Я думаю, что в первом полугодии 2018 года интересных новостей будет очень много. Если вы спросите, исходя из сегодняшней юридической базы, правовой базы, можно ли остановить «Северный поток — 2», я вам скажу, что нет, нельзя. Но, поскольку против проекта играют очень серьезные игроки, прежде всего Соединенные Штаты Америки, поэтому на самом деле очень сложно предположить, какие еще шаги они могут предпринять».

По мнению Симонова, объявление Германией о своем окончательном решении по «Северному потоку — 2» сразу после опубликования американцами «кремлевского доклада» вряд ли как-то связано с последним. Скорее, это техническое совпадение.

В Германии прекрасно понимают, что если не будет «Северного потока — 2», то придется покупать дорогой американский сжиженный газ, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

Рустам Танкаев ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Если не будет других газопроводных маршрутов в обход Украины, через которые можно будет поставлять дешевый трубный газ из России, им придется покупать природный сжиженный газ. Хорошо, если будет достаточное количество газа ямальского, с «Ямал СПГ», он будет по цене сопоставим с трубным газпромовским газом. Но, если этого газа будет недостаточно и если этого газа не хватит на развитие Европы, а его точно не хватит — о чем говорить. Значит, европейцы будут покупать газ в два раза дороже. Это будет означать падение конкурентоспособности европейских товаров и в среднесрочной перспективе экономический кризис в Европейском союзе. Когда Соединенные Штаты вводят санкции против инфраструктурных проектов, включая «Северный поток — 2», по мнению руководителей европейских государств, таких как Германия и Франция, фактически эти санкции означают недобросовестную конкуренцию Соединенных Штатов с Европейским союзом, а вовсе не какие-то санкции против России, потому что, честно сказать, России ни горячо, ни холодно от этих санкций, а вот Европе очень даже это все сложно и неприятно».

Глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал разрешение Германии на строительство газопровода «Северный поток — 2» в территориальных водах ключевым для реализации проекта. Между тем Андрей Коболев, глава «Нафтогаза Украины», назвал это «очередным звоночком» для Киева.

«Северный поток — 2» должен связать Россию и Германию прямой линией газопровода, проложенного по дну Балтийского моря.