Алиса, Высоцкий и Серебренников: смелая премьера Театра на Таганке
Спектакль «Беги, Алиса, беги», приуроченный к 80-летию поэта, покажут 2 февраля. Что скрывается между строк Высоцкого?
Читать на полной версииК юбилею Владимира Высоцкого в Театре на Таганке состоится премьера спектакля «Беги, Алиса, беги». В основу легла знаменитая пластинка «Алиса в Стране чудес». Критики усмотрели в сюжете параллели с «делом «Седьмой студии».
«Беги, Алиса, беги» — спектакль, интересный со всех сторон. И тем, что показывает: любимовский театр еще как жив. И восхитительной Ириной Апексимовой: директор площадки играет королеву. И огромной головой Высоцкого, которая появляется в конце и говорит голосом сына поэта Никиты. Стихи, написанные когда-то Высоцким для культовой пластинки, положили на новую музыку, а сюжету придали новые смыслы, рассказал режиссер Максим Диденко:
Максим Диденко режиссер «Наследие Высоцкого практически не тронуто: мы взяли стихи, которые вообще никак не видоизменяли. По сути дела, Владимир Высоцкий написал стихи к этому сценарию, где он взял сюжет «Алисы в Стране чудес», его тоже достаточно серьезно видоизменил, и мы взяли оттуда только стихи. Я думаю, Владимир Семенович не возражал бы против такого взаимодействия с ними. Было, конечно, страшно. Просто потому, что страшно жить и совершать какие-либо поступки, особенно в сегодняшней России. Страшно, когда на тебя обращают внимание, страшно не бояться».
Диденко не боится. В первом акте зритель легко проведет параллели между происходящим на сцене и «делом «Седьмой студии». Автор сценария Валерий Печейкин — тот самый, который работал с Серебренниковым над спектаклем «Сон в летнюю ночь». Причем новую пьесу он писал как раз летом, в дни ареста худрука «Гоголь-центра».
Аллюзии читаются достаточно четко, подтверждает музыкальный обозреватель «Московского комсомольца» Екатерина Кретова:
Екатерина Кретова музыкальный обозреватель «Московского комсомольца» «Сейчас очень многие вещи метафорические. Это эзопов язык, то, что во времена Высоцкого было так актуально. Ведь сами тексты Высоцкого написаны в середине 70-х годов, и я это время отлично помню. Я помню реакцию на эту «Алису». Мы все это считывали в атмосфере советского застоя, и вдруг нам предлагают такую интересную художественную реальность. И то, что происходит сегодня, удивительным образом рифмуется с теми временами. Действительно, мы сейчас являемся свидетелями и участниками неких процессов, которые совершенно изменяют нашу жизнь».
Легендарную двойную пластинку «Алиса в Стране чудес» Высоцкий писал три года. Худсовет студии «Мелодия» пытался менять тексты и обвинял создателей в развращении детей чудовищными песнями. Сразу после издания в 1976 году альбом смели с прилавков, а тираж допечатывали следующие 20 лет. В будущей популярности спектакля сомневаться тоже не приходится.