Замминистра финансов прокомментировал законопроект о криптовалютах
Майнинг как предпринимательство: Минфин опубликовал законопроект о криптовалютах. В документе предлагается запретить рекламу ICO до публикации оферты и ввести ограничение в 50 тысяч рублей для неквалифицированных инвесторов, которые хотят вложиться в цифровые активы
Читать на полной версииОбновлено в 16:51
Министерство финансов России опубликовало законопроект о криптовалютах, или — «О цифровых финансовых активах». Запрет сделок с криптовалютами создаст условия для их криминального использования, говорится в документе, но использовать криптовалюты в качестве платежного средства недопустимо. «Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации», — подчеркивается в публикации.
Министерство Антона Силуанова предлагает запретить рекламу ICO — первичного размещения криптовалюты — до публикации оферты. Согласно документу, вводится ограничение в 50 тысяч рублей для неквалифицированных инвесторов, которые вкладывают средства в цифровые активы. Да и самостоятельно это сделать будет нельзя — только через посредников. Майнинг приравнивается к предпринимательской деятельности.
Речь идет только об ограничениях на процедуру ICO. Просто покупать криптовалюты можно на любую сумму, подтвердил Business FM замминистра финансов Алексей Моисеев. С ним беседовала Елена Марчукова:
— Законопроект действительно жестко установлен по поводу ICO. И нет никаких установленных в законопроекте требований по поводу именно купли-продажи криптовалюты.
— А это является дискуссионным моментом или уже нет?
— Вы знаете, сейчас, как уже говорилось, является дискуссионным моментом вообще сам факт того, что мы начинаем регулировать куплю-продажу криптовалюты, поэтому нам надо по этому поводу сначала решение принять окончательное, а потом уже дальше.
— А то, что касается подробностей. Где именно законопроект разрешает покупать или обменивать цифровые активы, потому что в документе говорится о некоем операторе. Что это за оператор? Или он только будет создан? Можно ли покупать те же биткоины на зарубежных биржах?
— Это четвертая статья законопроекта, там все написано о том, что обмен происходит на организациях, созданных в соответствии с законом «Об организованных торгах», то есть на биржах, которые являются такими с точки зрения российского законодательства.
— Это те же биржи, что занимаются ценными бумагами и прочими активами?
— Скорее всего, да. Там опять же допускает статья дополнительное регулирование со стороны Центрального банка. Но в целом, да.
— Механизма регулирования трансграничных операций нет пока?
— Пока нет.
— Скажите, пожалуйста, правда ли, что есть сейчас разногласия у Минфина и ЦБ по поводу вопроса обмена цифровых активов на рубли? И в чем они заключаются?
— В том, что стоит или не стоит это регулировать, но не всех цифровых активов, а именно криптовалюты. Что касается токенов, разногласий нет.
— И в законопроекте говорится, что криптовалюты не являются средством расчета, то есть получается, что принимать их к оплате в России нельзя?
— Нельзя.
— А можно ли покупать на те же биткоины что-то за рубежом? Условно, музыку в иностранном интернет-магазине можно купить?
— Понимаете, за рубежом можно делать то, что разрешено за рубежом. Мы, собственно, почему пишем о законопроекте о денежных суррогатах. У нас сейчас идет следом законопроект, который будет воплощать конкретное регулирование, конституционный принцип о том, что рубль является единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Соответственно, ничто другое не является законным средством платежа на территории Российской Федерации. Из этого мы исходили.
— Фактически тот, кто, например, в иностранном магазине по интернету рассчитывается биткоинами, не нарушает в России закон?
— Нет. Берите аналогию с иностранной валютой. Если вы покупаете тоже самое в иностранном магазине по своему платежному инструменту, то вы фактически рассчитываетесь там в иностранной валюте, но вы покупаете товары и услуги не на территории Российской Федерации.
Нужно ли ограничивать предельную сумму, которую неквалифицированный инвестор может вложить в цифровые активы? Вот что говорит директор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко:
Станислав Колесниченкодиректор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции»«Если мы говорим о токенах, которые не являются ценными бумагами, а являются предоплатой за какие-то продукты или возможностью расчета на платформе покупки каких-то услуг, скорее всего, здесь не нужно ограничивать суммы инвестиции, потому что, с нашей точки зрения, наверное, этот рынок не стоит регулировать так, как хотят его регулировать в рамках этого законопроекта. Если мы говорим о рынке ценных бумаг, и не инвесторы, а компании, которые хотят выпускать токен, аналогичны по правам в ценных бумагах, то здесь необходимо регулирование. Классическое регулирование заключается в том, что компании необходимо сделать определенные действия в рамках закона о ценных бумагах. Если они хотят выходить на публичный рынок, биржи, не биржи, как угодно можно это называть, и в данном случае можно всегда пойти по нескольким путям, можно сосредоточиться на квалифицированных инвесторах, в России это более структурированное понятие, чем на Западе, либо сделать публичное размещение через биржу, зарегистрировав проспект эмиссии, соответствующей требованиям ЦБ. Возможно, в данной ситуации ограничение в виде суммы инвестиций имеет смысл, но, наверное, не такое маленькое, как было предложено в законопроекте, и я еще раз оговорюсь, имеет только с точки зрения токена, который выпускается в виде ценных бумаг».
Роман Забуга представитель криптобанка Wirex «Почему я должен купить криптовалюту на российской площадке и потом обменять ее на рубли опять же на российской площадке, мне не понятно. Для этого есть работающие механизмы. Они прекрасно справляются, они основаны на доверии, у них есть некий минус — это отсутствие защищенности с точки зрения законодательства. Опять же некий фильтр общества, который основан на доверии, фильтрует мошенников. Если кто-то где-то кого-то раз обманул на один или на одну десятую, одну сотую биткоина, к нему больше никто не придет. Соответственно, те механики, которые сейчас есть, они вполне удовлетворяют существующему спросу. Плюс есть те же самые онлайн-обменники. Если они зарегистрированы в России, я так понимаю, они просто перенесут юридическое лицо из России в другую страну и будут работать оттуда. Заблокировать их при помощи Роспотребнадзора можно, но для этого есть и всякие Tor, и прочие обходные варианты. Совершенно не понимаю, как будут работать криптовалютные российские биржи».
Минфин и Центробанк пока не пришли к согласию относительно возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту и другое имущество, говорится в сообщении министерства. По мнению ЦБ, данные сделки должны быть разрешены только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования.