В Страсбурге в эти дни проходит очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Российская делегация, как и в предыдущие три года, не принимает участия в работе сессии. С 2016 года Москва также не направляет в ПАСЕ необходимые для аккредитации своей делегации документы, так как ранее российских парламентариев лишили права голоса и ряда других прав на сессиях из-за присоединения Крыма и ситуации на юго-востоке Украины. Вернется ли Россия когда-либо в ПАСЕ? Комментирует Георгий Бовт.

Хотя российской делегации на сессии ПАСЕ снова нет, так как ранее Дума отказалась ее туда направлять, пока россиянам не вернут право голоса, представители российского парламента в Страсбурге все же присутствуют. Председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев и вице-спикер Госдумы Петр Толстой приняли участие в заседании рабочей группы по гармонизации работы органов Совета Европы и ПАСЕ.

И хотя в Думе весьма обтекаемо объяснили такое участие тем, что, мол, это всего лишь «продолжение диалога», от которого «российские парламентарии никогда не отказывались», в кулуарах сессии говорят, что в рамках данной рабочей группы на практике обсуждается механизм возвращения российской делегации и снятия с нее санкций. Тем более что ранее генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что Россия должна вернуться к работе в Парламентской ассамблее Совета Европы до саммита организации, который запланирован на следующий год. Причем, по его мнению, это должно произойти через изменение правил ассамблеи до такой степени, чтобы «вернуть на борт» все страны — члены организации.

Ну а пока на нынешней сессии на обсуждение вынесена новая порция в том числе вопросов, которые касаются ситуации в Крыму и российско-украинских отношений в целом. В частности, подготовлен доклад «о гуманитарных последствиях войны на Украине». Многочисленная украинская делегации особо настаивает на обсуждении темы якобы массовых нарушений прав гражданского населения в Крыму.

Кстати, если уж на то пошло, то ПАСЕ как организация, во многом ориентированная на защиту прав человека, могла бы обсудить и вопрос о том, не нарушают ли каких-либо прав крымского населения западные санкции против России. Ведь многие из них носят именно географически «таргетированный характер», распространяясь именно на Крым, в связи с чем его гражданское население терпит как минимум большие неудобства. Например, лишено практической возможности свободы передвижения, поскольку официально европейские визы крымчанам в Крыму не выдают. То есть это население, получается, наказывают за то, что его «оккупировали»? Или за то, что оно не так проголосовало на референдуме за вхождение в состав России? Что-то тут не сходится.

Объективно говоря, именно вот санкции ПАСЕ никакого влияния на российскую политику не оказали вообще. Российские представители отказываются выполнять резолюции, принятые во время, когда они были лишены права голоса.

Осенью 2017 года из уст спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко раздалась угроза не признавать легитимными решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если ПАСЕ не вернет полномочия российской делегации. Фактически заморожена выплата членских взносов в Совет Европы со стороны РФ, а они в размере 33 млн евро в год составляли немалую часть бюджета ПАСЕ.

Наконец, в следующем году состоится четвертый в истории саммит Совета Европы. И если он пройдет без участия России, то, помимо абсурдности данного факта, это станет определенным имиджевым поражением организации, которая вместо того, чтобы сосредоточиться именно на правозащитной проблематике, увлеклась наложением санкций и вынесением осуждающих резолюций. Притом что эти санкции, как очевидно для всех, совершенно беспомощны.

Так что если, как говорят в кулуарах сессии, не далее как летом на очередной сессии ПАСЕ может быть принято решение в принципе отказаться от такого инструмента, как санкции, внеся соответствующие изменения в уставные документы ПАСЕ, это будет шагом не только к примирению с Москвой, но и в сторону здравого смысла.