Обновлено 25 января в 15:07

В правительстве готовят поправки в законодательство, согласно которым россияне смогут зачислять средства на электронные кошельки и предоплаченные банковские карты только с банковского счета. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

Ограничения могут быть еще жестче. Так, ЦБ настаивает на запрете снимать наличные с электронных кошельков и предоплаченных карт, а Росфинмониторинг предлагает запретить анонимные кошельки и карты полностью, то есть ввести обязательную идентификацию пользователя при их открытии.

«Мы видим использование тех же анонимных кошельков для финансирования террористической, экстремистской и противоправной деятельности», — пояснил статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.

Как к этой инициативе относятся участники рынка электронных платежей? Вот что говорит руководитель пиар-проектов «Яндекс.Деньги» в России Анастасия Васильченко:

Анастасия Васильченко руководитель пиар-проектов «Яндекс.Деньги» в России «Подобная мера сильно усложнит доступность современных средств платежей и все-таки приведет к тому, что снова начнут распространяться наличные и наличный расчет, то есть сильно отбросит нас назад именно с точки зрения проникновения технологий финансовых в стране. Что касается именно законодательной базы и самого процесса оплаты и переводов с анонимных кошельков, с 2014 года анонимные кошельки можно пополнять только на достаточно ограниченную сумму. И при этом нельзя переводить деньги, например, другим пользователям с этих анонимных кошельков или рассчитываться за границей. Деньгами, которые у вас на анонимном счете, можно оплатить текущие покупки в интернет-магазинах или рассчитаться за услуги ЖКХ, оплатить квитанции, то есть совершить небольшие транзакции, которые не являются критичными».

Анонимные кошельки есть, к примеру, у «Яндекс.Деньги». Согласно информации на сайте поддержки, этот статус выдается автоматически сразу после регистрации и сохраняется до тех пор, пока пользователь не указал паспортные и другие персональные данные.

По оценкам ассоциации «Электронные деньги», всего в России более 100 млн активных анонимных электронных кошельков и предоплаченных карт. Их пополнение на сумму до 15 тысяч рублей не ограничено: деньги можно внести наличными через терминал, через банк, перевести с карты или банковского счета.

С какой целью власти готовят запрет анонимных платежей? Рассуждает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Учитывая, что Росфинмониторинг и Центральный банк с подобной инициативой выходят, видимо, все-таки через анонимные платежи у нас происходят не совсем хорошие вещи. Чаще всего называют торговлю наркотиками, подготовку терактов. Хотя я, если честно, как раз во второе верю немножко меньше. Ну и в целом то, что, видимо, какие-то несознательные граждане уклоняются от налогообложения. Здесь, естественно, говорить можно только о микробизнесе: там лимиты платежей сейчас крайне небольшие. Поэтому для того, чтобы всего этого якобы было меньше или не было вовсе, предлагают от анонимности постепенно уходить. Подавляющего большинства граждан это не коснется практически вообще никак. Соответственно, меньшинство, в первую очередь микробизнес, может не то чтобы коснуться значительно — они как налоги не платили, так и сейчас платить не будут, только немного будут больше дрожать по этому поводу. Все-таки их могут увидеть. Что касается наркоторговцев и террористов, я предположу все-таки, что у них иные пути, в том числе наличные расчеты тоже возможны. Если подобное ограничение будет, все-таки оно эту проблему, видимо, в корне не изживет. То, что касается непосредственно участников, я имею в виду провайдеров, тех, кто проводит эти платежи, конечно, платежей будет меньше. Я думаю, что на 10-15%, это, естественно, относительно большие деньги».

Так называемые неперсонифицированные электронные средства платежа используются в том числе для оплаты товаров и услуг, автостоянок, ЖКХ, а переводы между гражданами через них запрещены, отмечает издание. По мнению экспертов, даже карта «Тройка», которой москвичи оплачивают проезд в общественном транспорте, попадет под действие новых ограничений. Но для «Тройки» могут сделать исключение, считает заместитель гендиректора Zecurion Company Александр Ковалев:

Александр Ковалев заместитель гендиректора Zecurion Company «Если говорить о карте «Тройка» и каких-то инициированных государственными структурами средств платежей, я думаю, никаких проблем не будет. Наверное, они не попадут под действие. Плюс надо понимать, нельзя совсем сделать так, чтобы на электронный кошелек деньги можно было перечислять только с банковского счета, потому что смысл электронных кошельков в том, что деньги можно переводить еще между кошельками. Мне кажется, это достаточно сложный закон. Я не думаю, что очень быстро примут. Его, конечно, могут разработать, но его надо согласовывать и правильно внедрять, чтобы не навредить экономике и развитию электронных платежей, потому что это большая сфера, интересное направление, которое в России очень неплохо развито по сравнению с другими странами. Плюс я всегда могу, если захочу, в Америке или Европе заказать себе какую-нибудь карточку, и она, по сути, будет анонимная, если Visa или Mastercard не раскроют мои данные, потому что эмитент будет находиться вообще за пределами РФ и на него закон не распространяется, а карточка будет работать, потому что она внутри этой платежной системы».

В компании Visa при этом подчеркнули: «Visa не хранит персональные данные держателей карт, поэтому не сможет их раскрыть. Персональные данные держателей карт хранятся и проверяются банками, в которых клиенты открывают карты любого типа».

Возможный запрет на проведение анонимных электронных платежей не должен распространяться на мелкие платежи, заявил РИА Новости председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он напомнил, что есть законопроект, принятый в первом чтении, который устанавливает запрет на проведение анонимных платежей для исполнения требований ФАТФ (специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов). В редакции первого чтения туда попали мелкие платежи, которые проходят упрощенную идентификацию. Поэтому будет поправка, направленная на то, чтобы мелкие платежи не были запрещены, сказал депутат.