Верховная рада приняла закон о реинтеграции Донбасса. В нем, в частности, Россия названа «агрессором», а неподконтрольные Киеву территории Донбасса — «оккупированными».

Из документа удалены упоминания о минских соглашениях, а также сам механизм возвращения территорий Донбасса под контроль Киева. Всего было предложено более 600 поправок.

При этом отклонено предложение признать неподконтрольные Киеву республики Донбасса террористическими организациями, а также о денонсации договора о дружбе и сотрудничестве.

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Не разрывается большой договор о дружбе и партнерстве, который в 1997 году был подписан. Он определил территориальную целостность Украины в этих границах. И торговля будет тоже с Россией, газ будем покупать, потому что нельзя полностью сегодня разорвать дипотношения, разорвать торгово-экономические отношения с РФ. С другой стороны, просто нельзя было не обращать внимания на то, что благодаря России эта территория сегодня не контролируется Украиной. Минские соглашения частично аннулированы, но частично это не так в части гуманитарной, по обмену пленными, по социальной гуманитарной помощи граждан, которые оказались на оккупированных территориях, они могут выезжать на украинскую территорию и получать пенсии, социальную помощь. Во-вторых, статус оккупированных территорий означает, что Украина не несет ответственность, в том числе гуманитарную за политическую ситуацию на этих территориях. Я вижу тут вот что: фактически этот закон является попыткой выйти из минского тупика. Во-вторых, освободиться от излишней дипломатической, но не эффективной опеки украинских партнеров Украины, прежде всего, в Германии и Франции. Они показали, что у них нет эффективного решения конфликта в Донбассе. И третий момент — переопределение конфликта не как внутреннего, а как внешнего, между Украиной и Россией. Стало быть, его можно разрешить при посредничестве более эффективных посредников, таких как США. Это раз. А в перспективе можно решить и напрямую, минуя разного рода посредников между Украиной и Россией. Не в ближайшее время, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе вполне возможно».

Принятие нынешних поправок в закон реинтеграции Донбасса означает лишь то, что Украина заняла прагматичную позицию, считает директор центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко.

Владимир Фесенко украинский политолог, глава центра прикладных политических исследований «Пента» «Отказываться от торговли с Россией — это действовать по принципу «назло маме отморожу уши». А зачем? В отражении российской агрессии можно использовать и российские ресурсы. Это, на мой взгляд, очень прагматично. Что до минских соглашений, то, во-первых, в законе о них и не говорилось, было предложение сделать на них ссылку, но большинство депутатов отклонили эту поправку. Это связано с тем, что есть очень много критики минских соглашений, и это подтвердилось и в данном законе. Но Украина не отказывается от минских соглашений, просто есть противоречивые трактовки этих соглашений: одна трактовка — российская, другая трактовка — украинская. Например, Россия хочет, чтобы речь шла о реинтеграции в состав Украины ДНР и ЛНР, для Украины это категорически неприемлемый сценарий. Поэтому получится другой сценарий, я думаю, что тогда минские соглашения будут иметь некую перспективу».

Пока Европа отвлеклась и занялась собой, Украина нашла сильную поддержку у США. И все идет к прямой конфронтации между Россией и Америкой на Украине, если европейцы не вмешаются, считает немецкий политолог Александр Рар.

Александр Рар журналист, политолог «Я думаю, что происходит раскол между Америкой, с одной стороны, и Германией и Францией, с другой стороны, по поводу того, что делать в Украине. Германия и Франция хотят во что бы то ни стало довести до конца все-таки минские соглашения, погасить конфликт. Естественно, Франция и Германия нажимают на Украину, чтобы она, наконец-то, тоже шаг за шагом предоставила автономию Донбассу, как это было согласовано в минских соглашениях. Но поскольку в Германии сейчас нет дееспособного правительства, а французский президент просто занят своими внутренними реформами, вся эта украинская политика Запада отдана американцам. Они хотят, чтобы Украина пошла по жесткому курсу, это люди, которые хотят выдавить Россию из Европы, из Сирии, они идут на конфронтацию, к сожалению, это так, поэтому они сейчас пробивают свою повестку дня вплоть до предоставления летального оружия украинской армии. Они идут на конфронтацию, потому что думают, что американцы им в этом помогут. А то, что американцам, в принципе, до Украины, мне кажется, до лампочки, они хотят сдерживать Россию в жесткой форме, это до них не доходит, и в этом вся проблема. Сложилась такая ситуация в Европе, что Европа не критикует Украину в открытую, а только за закрытыми дверями. И Украина считает, что, если ее в открытую не критикуют, значит, ей дан карт-бланш».

Полномочный представитель России в контактной группе по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины Борис Грызлов заявил, что принятый на Украине закон о реинтеграции означает, что Киев делает ставку на военное подавление Донбасса. По его мнению, это сигнал для Донбасса о недоговороспособности Киева и необходимости готовиться к обороне.

По словам спикера совета Федерации Валентины Матвиенко, принятый украинским парламентом документ свидетельствует о том, Киев не намерен выполнять минские договоренности и продолжает делать ставку на то, чтобы вернуть Донецкую и Луганскую области силой.