Появление в России инфраструктурной ипотеки было анонсировано в прошлом году. По оценкам экспертов, до 2030 года для поддержания транспортного, энергетического и других ключевых секторов мировой инфраструктуры потребуется примерно 57 млрд долларов. Государственных денег на это не хватит, банки все меньше горят желанием кредитовать крупные инфраструктурные проекты — капиталоинтенсивные, слишком сложные и долгие. Остается привлечение частных денег.

В выступлении на форуме «Инфраструктурные проекты России» начальник департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Сороковая подчеркнула, что сейчас параллельно разрабатываются две модели: реализуемая совместно с ВЭБом «Фабрика проектного финансирования», где в основе лежит механизм синдицированного кредита, и как раз инфраструктурная ипотека.

Екатерина Сороковая начальник департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития «Если разработка «Фабрики проектного финансирования» была сложна, инфраструктурная ипотека, на мой взгляд, в разы сложнее. Инфраструктурная ипотека предполагает качественно иной подход к использованию бюджетного ресурса. Прежде всего, это обязательный анализ на возможность использования концессионного механизма — мы это называем ГЧП-фильтр — чтобы минимизировать реализацию инфраструктурных проектов через госзаказ. Также инфраструктурная ипотека предполагает использование механизма госгарантий на базе суверенного фонда развития инфраструктуры. Эти механизмы довольно сложные. Дорожная карта подготовлена, она пока имеет рамочную структуру и содержание, потому что большая часть вопросов находится в проработке».

Однако, как отметила Екатерина Сороковая, уже понятно, что государство будет гарантировать регулярный платеж, под этот денежный поток привлекается долг, и он уже инвестируется в качестве капитального гранта.