В суде рассказали про штрафы и удары плеткой от «Бога Кузи»
Лидер псевдоправославной секты «Бог Кузя» предстал перед судом. Свою вину в создании секты и хищении 7,3 млн рублей он не признал, как и пятеро его последовательниц. Впрочем, дело в отношении двух из них суд полностью прекратил, а в отношении троих — частично
Читать на полной версииВ Пресненском суде Москвы стартовал громкий процесс над Андреем Поповым, более известным как «Бог Кузя», и пятерыми его последовательницами. Подсудимые не признали вину в мошенничестве, а также в участии в псевдоправославной секте. Однако уже в первый день разбирательства суд прекратил дело в отношении женщин по обвинению в «участии в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». По этой статье истек срок давности.
Двое из фигуранток покинули зал суда, трех же других вместе с Поповым будут судить за хищение 7,3 млн рублей. Самому «Кузе», который провозгласил себя «живым Богом на земле», также предстоит ответить и за создание секты.
В суд 40-летнего жителя подмосковного Долгопрудного Андрея Попова, а также троих адептов его вероучения — Жанну Фролушкину, Галину Маркевич и Надежду Розанову — доставили под конвоем. Еще две фигурантки — дочь Розановой Мария и Екатерина Грехова — приехали своим ходом. Они были под подпиской о невыезде. Последние надели парики с одинаковым цветом волос, стараясь «раствориться» в толпе журналистов.
Главный фигурант дела оказался одет не по-зимнему: в футболку с короткими рукавами, а также тренировочные штаны и резиновые тапки-шлепанцы поверх носков. Попов — инвалид второй группы по зрению и практически не видит. Он щурился, сидя в клетке.
На прошлом заседании (его перед Новым годом отложили) уже установили личности подсудимых. Однако судья Елена Абрамова на всякий случай спросила, не изменилось ли чего. «Бог Кузя» заверил, что нет. «Родился в 1977 году…» — начал он. «От гражданства Российской Федерации не отказались?» — уточнила судья. «Нет, и даже не собираюсь!» — заверил Попов.
Как жила секта «Бога Кузи»
Из оглашенного прокурором Людмилой Баландиной обвинительного заключения следовало, что псевдоправославное объединение — религиозная группа «Бог Кузя» — было создано Андреем Поповым на территории Москвы «не позднее 2007 года». Согласно материалам дела, Попов выдавал себя за священнослужителя, провозгласил себя «владыкой Романом» и даже «живым Богом на земле».
«Идеология религиозного объединения включала сочетание данного учения с одновременным сочетанием и практикой других религиозных учений», — выступала прокурор. Жертвами «Бога Кузи» становились люди, имевшие проблемы в личной жизни и с родителями. Попов призвал их порвать с родственниками, а также пропагандировал «отказ от гражданских обязанностей по уходу за престарелыми родителями», получения высшего образования и работы, а также от прохождения службы в армии.
В течение двух лет — с 2007-го по 10 сентября 2015 года — Попов вел «идеологическую обработку своих последователей» в ходе лекций и личных встреч. Их он проводил на территории Московского государственного областного университета имени Крупской, в Почвенном институте имени Докучаева, а также в квартирах своих сторонников по нескольким адресам в Москве: на улице Большая Филевская, улице Ляпидевского, Вильнюсской улице, улице Палиха, Осташковской улице, в 3-м Нижнелихоборском проезде, Большом Кондратьевском переулке.
«В ходе лекций и встреч он навязывал свои постулаты о том, что только его учение является верным, а остальное — ложным», — говорилось в материалах уголовного дела. При этом «батюшка» и его адепты вели активную торговлю. Так, картины, которые писал сам «Бог Кузя», стоили от одной до 25 тысяч рублей, а совершаемые им обряды — от 3 тысяч до 25 тысяч. Также можно было купить аудиозаписи и книги с его лекциями и другие предметы религиозного культа за 150-300 рублей.
Удары для непокорных и наказание рублем
По словам прокурора, деятельность созданной Поповым секты была сопряжена «с насилием над гражданами и причинением вреда их здоровью». Непокорных наказывали, избивая их плетками, кожаным ремнем, палками, резиновым тапком и просто руками. В обвинении были перечислены пятеро человек, получивших от 100 до 1200 ударов от «Бога Кузи». В секте также существовала и система штрафов за небогоугодные проступки — от тысячи до 15 тысяч рублей.
Как рассказала Баландина, «используя доверие священнослужителей Русской православной церкви», Попов и его последовательницы получили разрешение от РПЦ на участие в православных выставках и ярмарках, собирая пожертвования на строительство храмов и другие цели. «Они использовали данные обстоятельства для хищения имущества и денежных средств неограниченного круга граждан путем их обмана», — сказала прокурор.
Хотя «обороты» у секты «Бога Кузи» были многомиллионными, заявления о признании их потерпевшими написали всего 15 человек. Они отдали своему кумиру от 20 тысяч до 820 тысяч рублей. Общую сумму ущерба следствие оценило в 7 млн 385 тысяч рублей.
Действия Попова следствие трактовало как «создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (ч. 1 ст. 239 УК РФ). Женщинам-фигуранткам вменили «участие в деятельности некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (ч. 3 ст. 239 УК РФ). Кроме того, Попову, его гражданской жене Жанне Фролушкиной, «бухгалтеру» секты Галине Маркевич и последовательнице Надежде Розановой инкриминировали «мошенничество в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
«Другое обвинение»
После того как прозвучало обвинение, подсудимые заявили, что не согласны с ним. «Я не признаю себя виновным ни по одной статье», — поднялся Попов. Аналогичную позицию высказали остальные подсудимые. Они заявили, что обвинение им непонятно.
«8 августа 2016 года мне было предъявлено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, и оно было совсем другое», — посетовала Галина Маркевич. Ее поддержали другие фигурантки. Так, Надежда Розанова сказала, что «это обвинение» она «слышит впервые». Ее адвокат Анатолий Пчелинцев утверждал, что на предварительном следствии «произошла фальсификация материалов уголовного дела». Защитница же Екатерины Греховой Екатерина Батинова добавила, что предыдущее обвинение было написано «более нормальным языком». «То, что было озвучено сейчас, непонятно, несъедобно и противоречит материалам уголовного дела», — подчеркнула адвокат.
На этом заседание уже собирались отложить, но адвокаты подняли вопрос о прекращении уголовного дела в отношении пяти фигуранток по ч. 3 статьи 239 УК. Она относится к преступлениям небольшой тяжести, и срок давности, составляющий два года, истек по ней еще в сентябре 2017 года. В то же время инкриминируемая Попову часть 1-я той же статьи является преступлением средней тяжести, и по ней срок давности — пять лет, который пока не истек.
Гособвинитель поддержала ходатайство защиты о частичном прекращении дела в отношении женщин-подсудимых. В итоге судья прекратила их уголовное преследование. Огласив соответствующее постановление, она отменила подписку о невыезде Марии Розановой и Екатерины Греховой, и женщины покинули суд. В нем они появятся теперь лишь в качестве зрителей.
«Целитель», которого «понесло»
Процесс продолжится 16 декабря допросом потерпевших. Что же касается допроса подсудимых, то они пожелали выступить в конце судебного следствия. Защитник Надежды Розановой Анатолий Пчелинцев считает, что женщины-подсудимые сами стали жертвами «Бога Кузи».
По словам адвоката, Попов, будучи практически незрячим, действительно обладает феноменальными способностями и памятью. В 12 лет он получил первый взрослый разряд по шахматам, может полностью процитировать Шекспира, с золотой медалью окончил школу, а также пять лет отучился в МГУ, рассказал юрист. Якобы даже православные священники долгое время не могли заметить неладное. Хотя по канонам православной церкви человек с инвалидностью вообще не мог быть священником, ему разрешали служить.
«Моя подзащитная искренне воспринимала и до сих пор воспринимает Попова как православного священника, прозорливого отца Романа. Она настолько верующий человек, что продала собственный дом в Подмосковье и внесла три миллиона рублей в эту группу», — сказал Business FM Пчелинцев. Он считает, что у Попова действительно есть дар к предсказыванию и исцелению, а большую часть его религиозной группы составляли женщины, у которых не сложилась личная жизнь.
«Они приходили к нему, и он помогал. Но это было на первоначальных этапах, тогда он реально исцелял и молился, а потом его понесло, так как перед ним все преклонялись. Он даже стал к женщинам приставать», — говорит адвокат. Когда Попова стали называть «Богом Кузей», тот не протестовал. Однако, не скрывая своего негативного отношения к подсудимому, защитник считает, что следствием не был доказан факт хищения у жертвователей денег. Кроме того, следствие не учло расходы сектантов, ведь немалая часть собранных сумм шла на аренду места на православных выставках на ВВЦ, часть — на издание более 20 книг Попова (он стал членом Союза писателей России). Адепты мечтали построить собственный храм, но так и не получили благословения РПЦ.
Защитник добавил, что в действительности последователи собрали гораздо больше, чем 7 млн, — свыше 200 млн рублей. Однако деньги похитил бывший муж Жанны Фролушкиной Юрий Цукерман, который обещал адептам «Бога Кузи» решить проблему с выделением земли.