«Особый мир». Сидевшие предприниматели рассказали, что знают о VIP-камерах
Ранее Business FM выяснила, кто оплатил ремонт в «элитных» камерах «Матросской Тишины». Что о так называемых VIP-камерах говорят предприниматели, у которых есть собственный опыт пребывания в изоляторах?
Читать на полной версииРадиостанции Business FM стало известно, кто оплатил ремонт на пятом этаже второго корпуса «Матросской Тишины», где правозащитники нашли VIP-камеры. Поставку стройматериалов и новой сантехники организовал «решальщик» Дионисий Золотов, который получил широкую известность после странного самоубийства арестованного топ-менеджера «Роскосмоса».
Как уже писали о Дионисии Золотове журналисты, по сравнению с ним Остап Бендер просто ребенок. Золотов, он же Денис Тумаркин, он же гражданин Израиля по фамилии Шапиро, имея за плечами не одну судимость, на свободе улаживал проблемы бизнесменов с законом, но по-своему. Например, к нему обращался предприниматель с мелкой налоговой претензией. Золотов шел к своим друзьям в органах, добивался возбуждения еще двух уголовных дел против своего клиента и уже за куда большие суммы решал весь комплекс проблем.
Сам Золотов получал за это удивительно небольшие сроки. В СИЗО же он вновь находил применение своим талантам. Весной прошлого года в изоляторе № 5 «Водник» бывший топ-менеджер «Роскосмоса» Владимир Евдокимов нанес себе множество ранений и скончался. Позднее его сокамерника Дионисия Золотова обвинили в том, что он вымогал у Евдокимова деньги за помощь в освобождении. Тогда же сообщалось, что за вознаграждение Золотов перевел Евдокимова в камеру без наблюдения, достал ему мобильный телефон, а также организовывал пронос в их камеру виски и сигар. Был большой скандал, говорит журналист и член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева, которая лично общалась с Золотовым:
Меркачева в очередной раз посетила «Матросскую Тишину» в декабре. Там она увидела камеры с абсолютной антисанитарией и, напротив, помещения на несколько человек с широкоэкранными телевизорами, дорогим кафелем и подвесными унитазами.
В «Московском комсомольце» вышел скандальный материал. Замначальника «Матросской Тишины» уволен, правозащитников в этот изолятор больше не пускают, а по телевизору показывают снимки тюремных камер с евроремонтом. Отремонтирован весь этаж: десять камер полностью, еще десять — на 70%. Организовал все это… Золотов, и это подтвердил Business FM его адвокат, автор книги «Замурованные. Хроники «Кремлевского централа», имевший собственный опыт пребывания в изоляторе, Иван Миронов:
Иван Миронов адвокат «Все это получилось в виде гуманитарки, в виде строительных материалов. Я хочу добавить, что у нас более-менее человеческие условия нахождения следственных подозреваемых в СИЗО — телевизор, холодильники — это все передается с воли близкими или представителями человека, который находится в изоляторе, для него. Это, действительно, был ремонт, который все видели, все контролировали, в том числе и ОНК, на протяжении длительного времени. Действительно, это был хороший и правильный пилотный проект».
Теперь Миронов опасается, что благое начинание из-за скандала свернут и огромное количество заключенных продолжат жить в нечеловеческих условиях. Опасения небезосновательны. Как говорят бывшие сидельцы, VIP-статус камеры определяется, скорее, не ремонтом, а возможностями.
Так, например, по словам собеседников Business FM, в так называемом Кремлевском централе и в «Лефортово» условия содержания всегда были более или менее приемлемыми. Небольшие по числу соседей камеры, унитазы, а не дырки в полу, но при этом никакой «запрещенки», практически никакой. Вот что Business FM рассказал глава компании «Ваш финансовый попечитель», руководитель агрохолдинга «Русское молоко», отсидевший 20 месяцев в СИЗО № 1, Василий Бойко-Великий:
Василий Бойко-Великий глава компании «Ваш финансовый попечитель», руководитель агрохолдинга «Русское молоко» «Мне где-то 12 раз меняли камеру. Это такой способ давления. Я могу сказать, что за деньги там ничего нельзя было сделать. Никаких телефонов не было, никакого общения с внешним миром. Были, конечно, послабления кому-то. Но во многом зависело от следствия. Допустим, определенным людям разрешалось по медицинским показаниям заказывать определенную еду из ресторана. Мавроди, например, приносили морепродукты. У кого-то еще в том же плане. Разрешали отварную ягнятину и телятину передавать. А остальным, простым смертным — нет. Только колбасы копченые, сырокопченые. Ничего вареного нельзя. Типа сгниет быстро. У одного не гнило, быстро съедали, а другим не давали».
А вот история сидевшего в «Бутырке» предпринимателя Александра Егая:
Александр Егай предприниматель «Я знаю, что просто за телефон платили тогда, в мое время, 10-15 тысяч в месяц. В это включалось, что к тебе не лезут опера с идиотскими разговорами. Тюрьма — это вообще особый мир, там такое бывает. Я слышал про людей, которые сидели на зонах с бассейнами. Вернее, я с ними общался. Я не очень доверял словам, пока я сам не видел. Тюрьма — это место мифов. Там очень много чего придумывается».
Что касается цен, это вопрос индивидуальный. С владельца палатки с шаурмой возьмут одну сумму, а с крупного предпринимателя — другую, говорит адвокат, бывший старший следователь по особо важным делам СК при МВД России Павел Зайцев:
Павел Зайцев адвокат, бывший старший следователь по особо важным делам СК при МВД России «Когда есть разные условия содержания, конечно, нечистые на руку сотрудники тех же СИЗО, которые получают если не нищенскую, то очень маленькую зарплату, пытаются этим пользоваться. Сумма колеблется, ведь сотрудники СИЗО, наверное, знают, сколько, предположительно, у него денег может быть. Поэтому, наверное, в каждом конкретном случае они исходят из и камеры, и человека. Могут просить не только деньги, а все что угодно. Любые услуги могут попросить. Я не говорю про всех, ни в коем случае. Там полно честных людей».
Помимо увольнения замначальника «Матросской Тишины», приняты и другие меры: еще трое сотрудников СИЗО привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокуратура потребовала возбудить уголовное дело.