Евросоюзу нужен наш мясной рынок. А зачем России ВТО?
ЕС требует с нашей страны почти 1,5 млрд евро. По этому поводу в Верхней палате даже пригрозили выходом из торговой организации
Читать на полной версииРоссия не будет выходить из ВТО. В Минэкономики ответили Совету Федерации. Ранее в Верхней палате пригрозили выходом из торговой организации. Причина — требования ЕС почти на 1,5 млрд евро.
Они связаны с запретом на ввоз европейской свинины. Чем нам это грозит и что России дало шестилетнее членство в ВТО?
В этом споре, как и полагается в ВТО, присутствует великий дух торговли. Россия еще в начале 2014 года запретила европейскую свинину. Причина — вспышки африканской чумы. Тогда же Брюссель пожаловался в ВТО. Около года назад организация встала на сторону ЕС. А в декабре Москва сообщила, что отменила старые ограничения.
Нельзя сказать, что решение далось с трудом. Европейскую свинину все равно в страну ввозить нельзя, потому что действует продэмбарго. Но это не имеет отношения к чуме свиней, так что формально все обязательства выполнены. Евросоюзу этого, конечно, мало: ему нужны не формальности, а наш мясной рынок. Поэтому ЕС и потребовал компенсации почти в 1,5 млрд евро. Впрочем, нужно понимать — речь идет не о живых деньгах.
Если ВТО поддержит Европу, она может повысить пошлины для российских товаров или сократить объем российского импорта. Но может и не сделать — это все в добровольном порядке. Однако в Совете Федерации сразу возмутились и пригрозили выходом России из ВТО.
В Минэкономики ответили — такая возможность даже не рассматривается. Россия состоит в торговой организации ровно шесть лет. Перед вхождением в ВТО были споры до хрипоты: нужно нам это или нет.
Те, кто за, убеждали, что иначе нам не стать глобальными участниками мировой торговли. Те, кто против, кричали, что это убьет наше сельское хозяйство. В итоге пока не произошло ни того, ни другого. Скорее, наоборот. Мы изначально не очень понимали, чего хотим, вспоминает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
Руслан Гринберг директор Института экономики РАН «Если вы не знаете, куда вам плыть, у вас никогда не будет попутного ветра. Поскольку у нас не было промышленной политики, как и, впрочем, сейчас особо нет, то тогда непонятно, что надо защищать. Яркий пример — наши переговоры о субсидии сельскому хозяйству. Когда у нас их вообще практически не было, мы боролись за то, чтобы нам разрешили их иметь. Худо ли бедно мы стали членами ВТО. Ну а дальше что? В свободной торговле сильный всегда получает больше преимуществ, чем слабый».
Как показывает практика, в спорах между Россией и другими странами, ВТО встает не на нашу сторону. Например, полтора года назад организация поддержала ЕС, который возмутился российскими пошлинами на импортные холодильники и пальмовое масло.
Зато Европа спокойно и без оглядки на арбитров ввела заградительные пошлины для нашей химии и стали. Доходило до смешного. По мнению всемирной организации, мы нечестно конкурируем, ведь наши товары недорогие из-за дешевой энергии. По этой логике нам нужно резко сократить добычу углеводородов и замедлить наши быстрые, полноводные реки.
Но когда между Россией и Западом началось санкционное противостояние, ВТО не стала вмешиваться вообще. В уставе организации есть исключения — война или чрезвычайные международные обстоятельства. А поскольку у нас последние годы сплошные чрезвычайные обстоятельства, то всем не до ВТО.