Рубль начал год за здравие. С утра первого дня торгов нацвалюта пошла вверх и завершила 3 января тоже на подъеме. Основной фактор — это ушедшие вверх нефтяные котировки. Что будет с рублем и нефтью в наступившем году?

Объемы торгов после наступления нового года традиционно небольшие, еще не все вернулись после праздников и продолжают отдыхать. Более понятная картина откроется рынку после каникул. Но кое-какие тенденции видны и сейчас.

Основная причина роста рубля традиционно кроется в нефти. «Черное золото» еще перед праздниками достигло отметки в 66 долларов за бочку Brent. И это максимум за два с половиной года, то есть с середины 2015-го, когда после драматичного падения цен был отскок.

А 3 января эталонная марка снова бодро зашагала в сторону 70 долларов. Рост нефти многие аналитики связали с беспорядками в Иране. Говоря биржевым языком, инвесторы с опасением посмотрели на то, что происходит в нефтедобывающей республике. Однако есть мнение, что это просто продолжается прошлогодний рост.

И сейчас главный вопрос — надолго ли это? Страны ОПЕК и примкнувшие к картелю государства недавно продлили соглашение о сокращении добычи на весь 2018 год. Но опыт показывает, что все может быстро закончиться.

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Самая главная интрига — до каких пор страны, которые заключили соглашение ОПЕК+, будут, по сути, разменивать свою долю рынка на цену? И существует большая вероятность, как это уже однажды было в начале 1980-х годов, когда тоже заключались аналогичные соглашения, что кто-то из участников соглашения может начать его саботировать, соблазнившись возможностью использовать высокую цену для пополнения собственного бюджета. И эта угроза является основной для нефтяного рынка. Правда, на горизонте не нескольких дней, а нескольких кварталов».

Падение нефти — не единственная угроза для рубля. В ближайшие недели американский Минфин должен подробно разъяснить детали новых санкций. В общем-то, ожидание этого события уже заложено в стоимость российской валюты. Но если ограничительные меры будут максимально жесткими, то ничего хорошего для рубля точно не будет. В преддверии санкций российский рынок массово покидали иностранные инвесторы, сворачивая операции carry trade (то есть взять дешевые деньги, вложить их в рынок с высокими ставками и заработать на разнице).

Немало тех, кто этому только обрадуется, потому что уход «горячего капитала» — что-то вроде «хватит кормить западных спекулянтов». Но это, вполне вероятно, будет означать падение рубля. Действия центробанков США и России, вероятно, будут тому способствовать.

Дмитрий Степанов независимый аналитик «То, что инвесторов сейчас будет интересовать более всего, это даже не санкции, это вероятность исхода с нашего рынка внешних инвесторов. Ситуация с carry trade близка к своему завершению. На 2018 год у нас намечено по ФРС примерно три повышения ставки, вместе с этим Центробанк российский, вероятно, через два месяца продолжит снижение ставки. Боюсь, что к лету повышение, с одной стороны, и понижение — с другой — может превратиться в то, что у нас начнется ситуация достаточно быстрого падения рубля. Инвесторы этого опасаются, вероятность этого довольно существенная».

На другой чаше весов — все та же нефть. Есть мнение, что в наступившем году сырьевые рынки увидят и 80 долларов за бочку североморской смеси. Несмотря на все пессимистичные прогнозы, мировое потребление нефти увеличивается и в 2018 году может достигнуть 100 млн баррелей в сутки.

Правда, есть и обратная сторона медали. При повышении цен оживляются американские производители. Для них всякие там соглашения ОПЕК+ не имеют большого значения. Раз цены идут вверх, значит, увеличивается и добыча. И в Минэнерго США в декабре прогнозировали, что объем производства нефти в этом году превысит 10 млн баррелей в сутки. А это может негативно отразиться на стоимости «черного золота».

Зато вряд ли в этом году стоит ждать хода конем от Саудовской Аравии, которая однажды уже затеяла ценовую войну с Америкой. Королевство готовится к приватизации своего нефтяного сектора, поэтому заинтересовано в высоких ценах. Так что есть основания ожидать условной стабильности, в том числе и для рубля.

Правительство не заинтересовано в слишком бурном росте последнего и в случае высоких нефтяных цен увеличит закупки валюты. Вполне вероятно, рубль останется при нынешних значениях — 57-60. Опытный прогнозист в таких случаях обычно добавляет несколько коротких важных слов: «но», «только», «если не».