Экс-директор Московского антидопингового центра вытянул главный билет своей жизни в самый нужный момент. Потому что открытая конфронтация Запада и России сделала востребованными именно таких людей.

В перестроечное время их называли «стукачами», но, как известно, предать — это вовремя предвидеть. Именно поэтому никого не смутили ни уголовное дело на Родченкова, ни его суициды, ни диагноз психиатра «шизофрения».

Загадочнее всех высказался о Родченкове президент Владимир Путин: «Он ведь не с неба свалился, его продвигали. Я знаю, кто это сделал, но чего уж теперь об этом говорить». Понятно, что после таких слов захотелось узнать и всем остальным. Увы, новая информация ничего не дала: да, двигало его ведомство Фетисова, расформированное в 2008-м, но на тот момент кандидат химических наук с дипломом МГУ был далек от разоблачений. В 2011 году его полномочия продлили уже с протекции Виталия Мутко.

Несмотря на уголовное производство ФСКН и Басманного суда, закончившееся тюремным сроком для его сестры за торговлю допингом, через полтора года чудом избежавшего колонии Родченкова награждают Почетной грамотой президента России — «За успешную подготовку спортсменов на Играх в Лондоне». 15 месяцев спустя атаку на главу АЦ начало WADA, потребовавшее закрыть ведомство. Из-за того, что Родченков за три дня до проверки лично уничтожил почти полторы тысячи проб.

Представить тогда, в 2015-м, что спустя полгода его реабилитирует и возьмет под крыло именно WADA, было невозможно. Как невозможно было поверить в смешное обещание нездорового человека:

Григорий Родченков экс-директор ФГУП «Антидопинговый центр» «Я сделаю так, что у меня будет сто проб, и я уничтожу весь олимпийский спорт России на ближайшие пять лет».

Сегодня мы знаем, что он сделал и как. Дневник нашего героя — тот самый day by day накануне и во время сочинской Олимпиады — комиссары WADA оценили в миллион долларов. Естественно, МОК не стал упрямствовать, и комиссия Освальда сообщила миру, что подлинность дневника сомнений не вызывает. И возражения никто даже слушать не захотел.

Как говорится, скажите спасибо, что Григорий Михалыч не внес в свои записи данные о, скажем, президентских выборах в США. Написал бы, что Трамп в обход закона сделал то-то и то-то, и все — конгрессу незачем ломать голову об импичменте. И был бы в Америке уже давно не Трамп, а Майкл Пенс. Потому как слова Родченкова — это же истина в последней инстанции. Реплика вице-президента Европейского союза спортивной прессы Льва Россошика:

Лев Россошик вице-президент Европейского союза спортивной прессы «Он практически уничтожил реальные результаты сочинских Игр. Прежде всего, это человек, который хочет получить много денег и жить вольготно. И я не верю, что он бедстствует. Но я думаю, что его ждет неважный конец. На самом деле, речь идет о серьезном шизофреническом заболевании. Он может кончить дело самоубийством. Понимаете? Это все спровоцировано еще до Родченкова. Все придумал совсем другой человек. Фамилия его — Ричард Паунд. Это член МОК, ненавидящий Россию».

Автор прекрасного журнала «Олимпийская панорама» заставляет дать пояснения сразу по нескольким пунктам. Самое простое — Ричард Паунд, экс-глава канадского НОК, действительно возглавил борьбу с российским спортом, но, как и Родченков, стал лишь исполнителем.

Кстати, вопрос о заказчике уже никому не интересен, достаточно вспомнить Cui prodest? — «Кому выгодно?» Безусловно, именно заказчик псевдоразоблачений Родченкова мог оценить его услуги материально. За фильм о допинге во время Олимпиады-2014 он получил Infiniti последней модели и квартиру в Лос-Анджелесе. Не забывайте и о миллионе долларов за дневник.

Кроме того, американское правосудие включило его в программу защиты свидетелей, что не мешает экс-главе антидопингового центра сокрушаться по случаю ухудшения материального положения. В Москве он жил так:

«В Москве я вообще приходил в любой ресторан, на цены не смотрел. Если бы Мутко, зараза такая, меня уволил, он обязан был бы выплатить мне по контракту четыре моих зарплаты. Я на этом потерял 2,5 млн рублей. У меня официальная зарплата была 600 тысяч рублей в месяц».

Увы, рачительный хозяйственник Мутко на неустойку не подписывался и увольнять Родченкова не стал. Представляете, какая полосатая получилась бы карьера: чемпион Москвы по легкой атлетике, самый талантливый сотрудник антидопинговой лаборатории постолимпийского Калгари, обнаруживший в пробах великого Бена Джонсона станозолол. А затем ученый и чиновник в спортивной медицине России, доигравшийся вначале до палаты номер 305 в Склифе, а чуть позже и до тюрьмы.

Для связки верхней и нижней точек амплитуды не хватает только увольнения. Жаль, не случилось. И равнодушному наблюдателю, как правило, иностранному, чьими спортсменами Родченков не занимался, ему остается гадать: в чем феномен человека, который, с одной стороны, мягко говоря, нездоров, с другой — так уверенно исполнил собственное обещание «уничтожить российский спорт»? Для верификации ответа на этот вопрос предлагаю еще раз вернуться в 2011-й. Свидетельствует кинодокументалист Евгений Богатырев:

Евгений Богатырев кинодокументалист «Потом вдруг обнаружилось, что его сестра занимается распространением допинга, а она была известная легкоатлетка. И, соответственно, в легкую атлетику попадали запрещенные препараты. Ведь с чего все началось-то — со скандала в легкой атлетике! А потом выяснилось, что он сам приторговывал допингом. То, что он сукин сын, нет никакого сомнения, но те люди, которые платили ему гигантскую зарплату — 600 тысяч рублей в месяц в 2013 году, я не понимаю».

В 2013 году 600 тысяч — это 18 тысяч долларов. Никто в здравом уме, тем более на фоне надвигающегося откатного Сочи-2014 не станет пилить под собой этот «золотой сук». Но Родченков это сделал. Боязнь нового уголовного дела? Опасение за свою жизнь после Камаева и Синева? Деньги? «Да» — вот правильный ответ. Только с добавлением: очень большие деньги.

Нет, он не шизофреник, он просто, как многие эгоцентрики, крайне высокого о себе мнения. Отсюда и «творожок со сметанкой», тщательно запротоколированный в day by day, и инфантильная привычка лепить к отсутствующим оскорбительные прозвища. «Таких, как вы, в детстве били по туалетам», — сказал как-то про своего либерального телеоппонента Шамиль Тарпищев. Это было грубо, невежливо, да и давно уже, где сейчас на ТВ хоть какие-то оппоненты, но, как ни странно, это было в точку.