С сына главы МВД Украины Арсена Авакова сняли электронный браслет. Как сообщили «Украинские новости» со ссылкой на Специализированную антикоррупционную прокуратуру, суд вернул также Авакову-младшему загранпаспорт. При этом Александр по-прежнему обязан являться к следователю по первому требованию, а также сообщать о смене места жительства.

Александра Авакова подозревают в причастности к растрате более полумиллиона долларов во время закупки МВД рюкзаков для бойцов Нацгвардии в 2015 году. 31 октября детективы Национального антикоррупционного бюро Украины задержали Авакова-младшего и поместили в изолятор. В МВД назвали это дело попыткой дискредитации министра и его семьи.

Также это стало причиной личного конфликта между Арсеном Аваковым и Петром Порошенко. Как сообщали украинские СМИ со ссылкой на источники, во время их встречи разговор шел на повышенных тонах. Аваков, абсолютно убежденный, что за задержанием сына стоит лично глава государства, требовал объяснений.

Порошенко, в свою очередь, говорил, что не имеет к этому отношения и даже сказал, что он «искренне возмущен». И это вполне возможно, так как НАБУ создавалось американцами, и Порошенко его не контролирует.

В итоге 1 ноября суд в Киеве избрал сыну главы МВД меру пресечения в виде личного обязательства. А теперь, вопреки настоятельной просьбе Специализированной антикоррупционной прокуратуры, снял электронный браслет и вернул загранпаспорт. По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, дело было изначально политизировано, поэтому решение суда вполне соответствует происходящему:

Вадим Карасев украинский политолог, директор Института глобальных стратегий «Это дело старое, давно жеваное-пережеванное. Там не такие большие суммы, которыми должно заниматься НАБУ. Тем более что сын не госслужащий. А НАБУ все-таки призвано бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Нет коррупционных схем, которыми могли бы заняться в НАБУ? Нет, начали искать какие-то схемы в этом рюкзачном деле, где фигурирует сын Авакова. Там не все так ужасно, как это было все раскручено, описано, когда пытались арестовать сына Авакова. Поэтому суд просто тут мог принять вполне адекватное решение, даже без вмешательства влиятельного отца»

Может, обошлось и без вмешательства главы МВД. Но вот рука президента здесь видна, считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский:

Михаил Погребинский директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии «Снять браслет означает, что фактически сняли с него домашний арест. Это шаг навстречу Авакову самого президента. Поскольку судебная инстанция в основном под контролем у Порошенко. И, с другой стороны, это шаг против НАБУ. Демонстрация того, что пока они тут править не могут балом. Во всяком случае, до тех пор, пока закон не примут об антикоррупционном суде и суды эти антикоррупционные не созданы. Пока контроль над судебной властью в руках у президента».

Петр Порошенко 22 декабря внес в Верховную раду законопроект об антикоррупционном суде. Документ был обозначен президентом как неотложный. Однако сам текст его недоступен.

Некоторые эксперты полагают, что Порошенко хочет подчинить новый антикоррупционный суд Верховному суду. Тогда, возможно, Рада законопроект и примет. Но в таком варианте его могут не одобрить в Вашингтоне. Как известно, там продвигают идею полностью независимого суда. Однако в этом случае под ударом может оказаться кто угодно, включая ближайшее окружение Порошенко.