«Речь идет о банальном выводе активов» — эксперт о ситуации с Промсвязьбанком
НПФ «Будущее» заявил, что продал акции банка, потому что информация о его проблемах стала публичной. Владельцы ПСБ срочно покинули Россию. Что стоит за этими событиями?
Читать на полной версииНПФ «Будущее» Бориса Минца объяснил ТАСС, что продал акции Промсвязьбанка потому, что информация о проблемах банка появилась в публичном поле. Ранее ЦБ сообщил, что расследует эту сделку, так как НПФ избавился от акций за день до санации Промсвязьбанка. Кроме того, у регулятора есть претензии к сделкам банка на 109 млрд рублей. На днях стало известно, что владельцы ПСБ покинули Россию. После чего Дмитрий Ананьев дал по Skype интервью «Ведомостям».
Дмитрий Ананьев в интервью «Ведомостям» метал стрелы в зампреда ЦБ Василия Поздышева. Но не ответил на прямой вопрос: как так вышло, что в банке пропали документы по кредитам на 109 млрд рублей. Сказал, что если что-то было, то пусть ЦБ подает заявление правоохранителям, а они пусть разбираются.
Регулятор сообщал, что Промсвязьбанк 12 декабря нанял иностранного топ-менеджера. Через два дня этот гражданин начал проводить очень интересные сделки. Детали ЦБ не раскрыл. Но, скорее всего, суть в следующем. Банк выпустил облигации на 109 млрд. То есть взял у кого-то деньги в долг, заодно выдал кому-то кредит на аналогичную сумму. А за день до того, как в банк пришел ЦБ, «Промсвязь» расплатился по своим обязательствам и уничтожил все документы. Это вызывает подозрения, что банк, заемщик и кредитор на самом деле — тесная компания. Но денег нет, а братья Ананьевы покинули страну. Продолжает главред банковского портала Finnews.ru Владимир Шевченко.
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru «Скорее всего, речь идет о банальном выводе активов. Ананьевы поняли, что банк они теряют, и решили свои деньги из банка вывести. И вывели. Вопрос, почему Ананьева Дмитрия выпустили — очень хороший вопрос. Грубо говоря, когда эти 109 ярдов вывели из банка, на следующий день ЦБ об этом должен был знать. И почему он не задал вопросы, почему он не предпринял меры, вот это вопрос к ЦБ, к надзору».
У Центробанка, конечно, нет полномочий отбирать заграничный паспорт или брать под арест. Но они есть, как издевательски, но справедливо заметил Дмитрий Ананьев, у правоохранителей. Сделки прошли 14 декабря. А 20-го владелец ПСБ еще был в России и его видели в офисе банка. И только на следующий день он, по данным СМИ, улетел в Лондон.
Непонятно, ведется ли расследование и по другим сделкам? Накануне санации несколько пенсионных фондов спешно продавали акции Промсвязьбанка. Они не могли не понимать, что через часы эти бумаги, как у Золушки, превратятся в тыкву. Но НПФ успели продать акции, и деньги им заплатила компания собственников банка «Промсвязь капитал».
Журналисты выяснили, что такую щедрость проявили к пенсионным фондам Бориса Минца и семьи Гуцериевых. Конечно, если бы они не успели продать, то пропали бы пенсионные деньги. Некрасивая история. Но и в том, и другом случае возмещение ложится на ЦБ. А вот кое-кто очень красиво вышел из игры. Мнение начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего.
Минц, Гуцериевы, Ананьевы, другие бизнесмены, их банки и НПФ — участники так называемого «Московского кольца», или БОМП — по первым буквам Бинбанка, «Открытия», МКБ и Промсвязьбанка. Три из них на санации, ничего не изменилось только у МКБ Романа Авдеева. Его поддержала «Роснефть», вложив в капитал 22 млрд рублей. Это официальное сообщение.
А Bloomberg писал, что депозиты «Роснефти» в этом банке на миллиарды долларов. 25 декабря РБК сообщил, что владельцу МКБ разрешили купить лондонскую инвестиционную дочку «Открытия» — Otkritie Capital. Она по каким-то причинам в периметр санации не попала. Что же касается Ананьевых, то если они увезли 109 млрд, то далеко не факт, что ЦБ вернет эти деньги. Правда, в случае уголовного дела бизнесменам придется доказать, что дело не в мошенничестве, а в ужасном политическом давлении на их бизнес. До сих пор Британия никого не выдала. В общем, жизнь продолжается у всех.