Иллюстрация к инвестклимату: молдавский бизнесмен отомстил Казахстану заморозкой национального фонда
Речь идет о 22 млрд долларов из резервов Астаны. Деньги заморозил The Bank of New York. Произошло это после проигранного Казахстаном суда молдавскому бизнесмену. Чем опасен для России такой прецедент?
Читать на полной версииДесять лет назад молдавский бизнесмен Анатолий Стати вложил 156 млн долларов в нефтяную индустрию Казахстана. Но потом что-то пошло не так. Против предпринимателя возбудили уголовное дело. Правоохранители Казахстана выяснили, что он якобы без разрешения прокачивал нефть и ограбил государство на миллиард долларов.
Стати повезло, его не было в этот момент в стране. Все его счета там арестовали. Бизнесмен пошел в суд и победил Астану в Стокгольме. Казахстан платить компенсацию в полмиллиарда долларов отказался. И американский The Bank of New York арестовал 22 млрд долларов. Это деньги Национального фонда Казахстана, примерно его треть. В республике, как замечают местные журналисты, событие особо не освещают в СМИ. Власти тоже отмалчиваются. И это понятно: сказать особо нечего. А положение если не катастрофическое, то очень тяжелое. Рассказывает казахстанский экономист Мухтар Тайжан.
Мухтар Тайжан экономист «Только в этом году банкам Казахстана было предоставлено более 10 млрд долларов финансовой помощи именно из национального фонда. Национальный фонд — это источник фондирования квазигосударственного сектора Казахстана. Этим компаниям тоже будет очень тяжело. Ежегодно 40% расходной части бюджета у нас финансируется именно из нацфонда. Все будет заморожено до окончательного решения суда. Я так думаю, что нам нужно настраиваться на то, что эти средства будут заморожены на несколько лет».
Reuters пишет, что эта история — сигнал всем Центробанкам и Минфинам мира. Раньше считалось, что международные резервы более-менее защищены от судебных претензий. Оказалось, что это не так. Особенно это актуально для нас.
Казахстан — наш сосед и близкий друг. Мы оба живем за счет добычи углеводородов и складываем деньги в резервные фонды. Только наши резервы примерно в четыре раза больше казахских, а США в ближайшее время введут новые антироссийские санкции. Наверняка прецедент Казахстана вновь поднимет разговоры, что пора бы забрать наши деньги из американских облигаций.
В Казахстане поговаривают, что заморозка средств — это ответ на решение Астаны по крымской резолюции ООН. Казахстан отказался ее поддержать. Впрочем, совсем необязательно, что за событиями стоят «происки ЦРУ». Они вообще хорошая иллюстрация к тому, что «инвестклимат» — это не просто красивое слово.
Преследование иностранного бизнесмена со стороны властей может привести к таким же печальным последствиям. А если предприниматель действительно нарушил закон, то нужно быть готовым биться за правду в западных судах. Когда Москва проиграла в первом суде бывшим акционерам «Юкоса», наши авуары не тронули. Были, в основном, попытки арестовать дипсобственность.
Большой вопрос, что может произойти в аналогичном случае после прецедента с Казахстаном. А если верить в теорию, что империалистические ястребы мечтают нас ударить побольнее, то им ничего особо и делать не нужно. Мы сами все сделаем, отобрав деньги у какого-нибудь иностранца.
Недавно британская компания Lehram потребовала у Москвы полмиллиарда долларов. Англичане пытаются признать незаконной сделку по продаже шахты в Кузбассе. Если Россия откажется платить, компания намерена обратиться в международный арбитраж.