Зимняя романтика: католическое Рождество и праздничные ярмарки
Канун католического Рождества. Традиционно Европу заполонили праздничные ярмарки. Самой большой из рождественских базаров — в Нюрнберге. Для того чтобы занять там место, продавцам приходится подавать заявки за год вперед
Читать на полной версииКатолики празднуют Рождество. Традиция рождественских базаров пришла из Германии. Именно там была организована первая в Европе праздничная ярмарка. Сейчас их в стране около пяти тысяч.
Самая большая — в Нюрнберге. Ее посещает 2,5 миллиона человек, а город зарабатывает на ней более 100 млн евро. Сколько стоит Рождество в Германии, как живут рынки и что изменилось в системе безопасности после прошлогоднего теракта в Берлине?
Чемпионы Рождества — так сами себя называют немцы. Их рождественские рынки самые популярные в мире. В прошлом году их посетило 270 миллионов человек, а оборот ярмарок превысил 2,5 млрд евро. Для сравнения: выручка французских почти в три раза ниже — 800 млн, а в Великобритании и США — 380. Причем 80% покупок на рынках совершают сами немцы. В среднем каждый из них сходит на ярмарку трижды, в основном, выпить глинтвейн и перекусить. А потому аренда для продавцов напитков и еды существенно дороже.
Так на самом посещаемом рынке Германии — в городе Нюрнберг — за трехметровый стенд продавец глинтвейна заплатит 2800 евро, продавец сосисок — 2000, а декора и сувениров — всего 900. Цены из года в год почти не растут, но получить место крайне трудно.
Михаэль Фраасбургомистр Нюрнберга по экономическим вопросам «Мы ограничиваем число, например, продавцов жареных сосисок, глинтвейна или миндаля. Около 15% арендаторов. Да, они продаются лучше, но мы не хотим, чтобы рынок превращался в сплошную вечеринку, куда приходят только выпить. Исторически там всегда продавали свои товары ремесленники, и этот баланс должен сохранятся. В Германии в законе прописано, что если в прошлом году арендатор снимал место на рынке и хорошо себя зарекомендовал, то он имеет преимущество перед другими на следующий год и почти гарантированно получит место. И шансы появляются только в том случае, если кто-то отказался. Но такое бывает редко. Еще для нас очень важна ротация по местам. Есть более выгодные точки для торговли, где больше людей проходит. У нас нет специальных цен для них, мы не берем больше денег, но мы постоянно меняем арендаторов по кругу, чтобы каждый мог побыть на привлекательном месте. И ждал его потом опять через пять-семь лет. Это касается только продавцов еды и напитков. Так что шансы у всех одинаковы».
Производитель елочных украшений Ингеборга Готти торгует на рынке 29 лет. Она делает игрушки сама, у нее нет магазина, и все, что делает в течение года, распродает только на ярмарке.
Ингеборга Готти производитель елочных украшений «Атмосфера за все эти годы на рынке совсем не изменилась. Самые выгодные — это первые и вторые выходные от начала работы рынка. В конце покупать будут хуже. Почти 30 лет назад я ждала своего места три года и не пропустила ни одной ярмарки потом. Каждый раз нужно подавать заявку за год, уже в январе. За шестиметровый стенд я плачу 3000 евро городу. Но еще страховка и много других трат».
Место на рынке настолько ценно, что его передают буквально по наследству. Так продавец нюрнбергских сосисок «Брайтвурстен» Юлиан Шталманн торгует здесь уже в пятом поколении.
Юлиан Шталманн продавец «Моя семья торгует на рынке более 60 лет. Я сам начал здесь работать в 12 лет и провел все мое детство. Нам разрешено продавать только сосиски, которые были произведены исключительно в городе Нюрнберг. Даже не в окрестностях. И мы продаем более 100 000 штук за Рождество».
Свои обороты торговцы ярмарки не раскрывают, но если посчитать по цене за порцию, то выручка небольшой палатки Шталманна составляет почти полмиллиона евро. 40% уйдет на налоги в городскую казну.
19 декабря 2016 года в рождественскую ярмарку в Берлине въехал грузовик и убил 12 человек. Но в этом году базар снова работает. Только на месте трагедии — цветы и свечи. И теперь по всей Германии на въездах на рынки стоят бетонные заграждения и много полиции. Во Франкфурте, Дрездене и Киле прямо на ярмарках открыли полицейские участки, установили камеры, досматривают посетителей, в толпе много полицейских в штатском. Но дух Рождества стараются сохранить, несмотря на усиление мер безопасности. В Бохуме, например, бетонные блоки задекорировали под подарки, в Аугсбурге вместо них поставили красивые фургоны с иллюминацией, а в Мюнхене — гигантские кадки с елками.