Группа академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук (РАН) заподозрила главу ФСБ в оправдании сталинских репрессий. Ученые написали открытое письмо после выхода в «Российской газете» интервью с Александром Бортниковым. Интервью было опубликовано в среду, 20 декабря — в день столетия создания Всероссийской чрезвычайной комиссии, преемником которой считается современная российская спецслужба.

В обращении говорится о том, что Бортников как одно из высших должностных лиц страны впервые после XX съезда КПСС 1956 года оправдывает массовые репрессии 1930-1940-х годов, в результате которых пыткам и казням подверглись «сотни тысяч ни в чем не повинных наших сограждан», в тюрьмы и лагеря направляли миллионы людей, а некоторые народы были насильно переселены из мест своего исторического проживания. Открытое письмо ученых опубликовала газета «Коммерсантъ».

«Указанные репрессии затронули и научное сообщество, расстреляны или погибли в лагерях тысячи ученых и инженеров, что принесло непоправимый вред отечественной науке и технике», — подчеркивается в письме. Авторы обращения вспомнили имена академика Николая Вавилова, профессора Льва Шубникова, физика-теоретика Матвея Бронштейна, геолога Иосифа Григорьева, «обвиненного во вредительстве при поиске урановых месторождений», и других ученых, которые в расцвете своей научной деятельности подверглись репрессиям.

Авторы письма подчеркивают, что не понимают цели интервью Бортникова. «Что это — напутствие новому президенту? Ностальгия по старым временам или пропаганда новой доктрины?» — отметили они.

«Мы решительно протестуем против ревизии представлений о бесчеловечной и антинародной сущности репрессий и призываем всех здравомыслящих людей, не желающих своим детям пережить ужасы 1930-х годов, присоединиться к нашему протесту», — заключили в своем письме академики.

Речь идет об интервью, которое Бортников дал «Российской газете» 20 декабря. В нем он говорит о том, что «открещиваться от слова «чекист» — это все равно что предавать забвению поколения наших предшественников». Отвечая на вопрос о сталинских репрессиях, Бортников сделал акцент на судьбе чекистов. По его словам, более 20 тысяч сотрудников ВЧК сами стали жертвами репрессий. Глава ФСБ подчеркнул, что чекисты на самом деле боролись с реальными заговорщиками и представителями партийной номенклатуры, «погрязшими в коррупции, чинившими произвол и самосуд». Он не упомянул при этом о судьбе простых людей, которые, по оценкам историков, составляли большинство в числе жертв репрессий.