Министр экономики Франции: мы готовы пересмотреть схему финансирования «Северного потока — 2»
О том, что европейским партнерам «Газпрома» по проекту, вероятно, придется пересмотреть схему из-за санкций США, ранее заявил глава нефтегазовой OMV Райнер Зеле. Один из участников второго «Северного потока» — французская Еngie
Читать на полной версииФранция готова пересмотреть схему финансирования проекта «Северный поток — 2», а Total как ключевой инвестор в российскую экономику будет содействовать выводу российского газа с месторождения Ямал-СПГ на европейский рынок. Об этом в эксклюзивном интервью обозревателю Business FM Андрею Жвирблису сообщил министр экономики Франции Брюно Ле Мэр.
Франция является крупнейшим акционером Еngie. Еngie участвует в проекте NordStream — 2. Несколько месяцев назад мы узнали, что проектное финансирование этого проекта становится практически невозможным. Австрийская компания OMV заявила, что готова пересмотреть схему и участвовать в финансировании напрямую. Планируете ли вы также изменить схему финансирования? Идут ли об этом разговоры?
Брюно Ле Мэр: Я думаю, что это компания сама должна подготовить предложения, чтобы показать, как NordStream — 2 может быть рентабельным. Президент республики по-прежнему очень открыто и очень спокойно относится к проекту NordStream. Так что пусть обсуждение продолжится на уровне предприятия. Если будет гарантия рентабельности проекта, мы как правительство примем окончательное решение. На данный момент мы имеем абсолютно открытую позицию. Как вы сказали, Еngie является участником проекта. Это должно быть выгодно, это может быть актуальным и с точки зрения экономической, и с энергетической точки зрения. Мы сохраняем открытым наше отношение к этому вопросу.
Представитель правительства Германии заявил: хотя страна по-прежнему расценивает этот проект как экономический, возможно, следует рассмотреть его политические риски, в первую очередь связанные со Словакией и с Украиной. Вы вели переговоры на эту тему?
Брюно Ле Мэр: Нет, я как министр экономики не веду никаких особых обсуждений этой темы с Германией. Как вы знаете, Германия сегодня находится в процессе определения следующей коалиции. Таким образом, пусть наши немецкие друзья определят состав своего правительства, и тогда мы увидим, какие выводы должны быть сделаны.
Следующий вопрос относится к проекту Ямал-СПГ «Новатэк — Тotal». Тotal является полностью частной компанией, но все же это большое французское предприятие. В нынешних условиях, когда долгосрочные прогнозы по изменению климата не сработали, этот проект, который должен в ближайшее время удвоить производство, вынужден теперь рассматривать европейский рынок в качестве основного (по крайней мере, в краткосрочной перспективе). Будет ли Франция готова поддержать его выход на рынок, учитывая мнение американцев? Она собирается довольствоваться ролью простого акционера или Тotal станет для Ямал-СПГ тем, что называют offtaker сompagny?
Брюно Ле Мэр: Тotal в России — это больше, чем простой акционер. Он является одним из крупнейших инвесторов, одной из основных глобальных энергетических компаний и флагманом французской индустрии. Тotal, инвестировавший значительные средства в России, открыл на Ямале 8 декабря этого года завод по сжижению газа, который представляет собой исключительный проект с очень важными рыночными перспективами и который имеет стратегическое значение с точки зрения энергетики не только для России, но и для Азии и для части Европы. Поэтому я думаю, что мы должны относиться к Total больше, чем к акционеру, но как к настоящему ключевому экономическому инвестору в Россию. И я должен сказать, что мы, со своей стороны, были очень тронуты тем, что президент Путин принял участие в открытии этого центра на Ямале. Мы также были тронуты тем, что первым танкером-газовозом с Ямала стало судно, носящее имя Кристофа де Маржери, который погиб при трагических обстоятельствах в Москве несколько лет назад. Меня лично этот выбор, который сделали наши российские друзья, также трогает. Я лично очень хорошо знал Кристофа де Маржери. Он был моим другом. Кроме того, Total сейчас диверсифицирует производство энергии и размышляет о других инвестициях — в области возобновляемых источников энергии, в области хранения энергии, в области аккумуляторов. Поскольку Total, как все крупные энергетические игроки, будь то Engie или EDF, понял, что экологический переход является необратимым и что, скорее всего, произойдет переход к низкоуглеродной энергетике, который будет все более быстрым, и что все энергетические игроки, которые не осознают скорость этого перехода, будут испытывать большие трудности в ближайшие годы. Противоположностью является то, что делают Engie, EDF и Total, которые инвестируют значительные средства в возобновляемые источники энергии и которые станут победителями завтра.
Но все же то, что нас интересует — это позиция в отношении американской оппозиции...
Брюно Ле Мэр: Я говорю вам: Total готов вкладываться тотально.
Хорошо, большое спасибо.
Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр находится в Москве для участия во франко-российском Совете по экономическому, финансовому, промышленному и торговому сотрудничеству. В официальном релизе отмечается, что его визит продолжает встречу Эммануэля Макрона и Владимира Путина в июле этого года и предваряет их встречу в 2018 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме.