Пенсионные фонды оперативно вышли из капитала санируемого Промсвязьбанка
ЦБ забрал на санацию Промсвязьбанк. А накануне объявления этого решения выяснилось, что некие игроки избавились от акций банка
Читать на полной версииПлохие кредиты и своеобразный стиль управления. Журналисты выяснили, из-за чего ЦБ забрал на санацию Промсвязьбанк. Это произошло в прошлую пятницу, а днем ранее некие игроки стремительно избавлялись от акций банка. Что происходило и происходит в ПСБ?
ЦБ изначально не собирался брать Промсвязьбанк на санацию, выяснили «Ведомости». Акционерам дали время на исправление ошибок. Это было понятно и из открытых данных. Например, летом регулятор одобрил вечные облигации ПСБ на полмиллиарда долларов. Они пошли в капитал. Почему все закончилось санацией, неизвестно. На одном из последних совещаний в Центробанке предправления и совладелец банка Дмитрий Ананьев повел себя жестко и эмоционально, рассказали источники. И после этого быстро наступила развязка.
Одна из причин санации — проблемные кредиты. Они накопились еще со времен кризиса 2008 года. Кроме того, ПСБ щедро раздавал валютные кредиты. Девальвация и невозвраты внесли свою лепту. Другая классическая для российской банковской системы причина — кредитование предприятий акционеров. А еще у Ананьева был собственный стиль управления банком. Решения принимались без тщательно просчитанных последствий.
«Промсвязь» — один из участников «московского кольца» связанных между собой банков. Еще их называли БОМП по первым буквам названий банков: Бинбанк, «Открытие», МКБ, Промсвязьбанк. Называли так, потому что три из четырех организаций ЦБ уже забрал на санацию. Правда, Ананьев в осеннем интервью «Ведомостям» заявлял, что никакого «кольца» не существует. Но то, что произошло за день до введение в ПСБ временной администрации, говорит об обратном.
Некие игроки начали стремительно избавляться от акций Промсвязьбанка, взамен покупая его облигации. Это очень логично, потому что в ходе санации прежние акционеры таковыми быть перестанут, а вот держатели долгов банка свои деньги получат.
РБК выяснил, что акции продавали пенсионные фонды Бориса Минца и группы «Сафмар». Первого СМИ называли пятым полноценным участником «кольца», ну а «Сафмар» — это группа прежних владельцев Бинбанка. Не хватает ответа на еще один вопрос, замечает главный редактор банковского портала Finnews.ru Владимир Шевченко:
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru «Кто выкупал эти вот бумажки, принадлежавшие негосударственным пенсионным фондам? Слухи о том, что у Промсвязьбанка все плохо, появились не вчера и даже не позавчера. Я не вижу человека, находившегося в ясном уме и твердой памяти, который будет покупать бумаги банка, у которого все плохо. Это значит, что он теряет все свои деньги. Это могут быть только свои».
В Промсвязьбанке не смогли оперативно ответить на вопросы Business FM. В ЦБ ранее сообщали, что расследуют сделки по продаже акций. Теоретически регулятор может обратиться в правоохранительные органы.
В Уголовном кодексе есть статья об использовании инсайдерской информации. Максимальное наказание — до четырех лет лишения свободы. Впрочем, у нас, в отличие от Запада, за инсайды не наказывают. Зато это может стать хорошим козырем в руках ЦБ, потому что пока не понятно, кто в итоге заплатит за санацию. Примерную сумму регулятор уже назвал — от 100 до 200 млрд рублей.
Пока ЦБ взял паузу, а банковское сообщество, надо полагать, с облегчением услышало заявление главы думского комитета по финрынку Анатолия Аксакова — в этом году подобных событий больше не будет. Значит, другие рискующие банкиры имеют право спокойно пить шампанское целых две недели.