Общественная палата объявила результаты донабора в региональные общественные наблюдательные комиссии. В состав ОНК в местах принудительного содержания второй год подряд не включают известных правозащитников.

Совет определил 75 кандидатур, которые будут иметь право посещать заключенных в колониях и изоляторах. Правозащитник Зоя Светова в Facebook написала, что ее второй год подряд не включили в состав ОНК Мордовии. По ее словам, в комиссию не вошли правозащитники Елена Масюк, Наталья Дзядко, Исрапил Шовхалов, Максим Пешков, которые «были самыми активными членами ОНК прошлых созывов».

Как отметила Зоя Светова в интервью Business FM, она не понимает, почему в Общественной палате не обратили внимания на то, что ее рекомендовали бывший и действующий уполномоченные по правам человека.

Зоя Светова: В этот раз, я считаю, то, что я не вошла, это просто вопиющее нарушение всевозможных законов, правил и всего, чего только возможно. Дело в том, что в этот раз меня рекомендовали Владимир Лукин, сенатор от Тверской области, в течение десяти лет бывший уполномоченным по правам человека, и Татьяна Москалькова, которая, как известно, сегодня является уполномоченным по правам человека. Кроме того, я была в списке Совета по правам человека, в котором было более 70 человек — кандидатов в ОНК. В совете Общественной палаты нет правозащитников. Среди правозащитников там только Елена Тополева-Солдунова, которая, как выяснилось, не голосовала, а послала своего помощника, и Мария Каннабих. Остальные члены совета Общественной палаты вообще к правозащите никакого отношения не имеют. Если они не знают, кто я такая, не зашли в интернет и не посмотрели, что я в течение восьми лет была членом ОНК Москвы, то они должны были все-таки прислушаться к Москальковой и к Федотову. Тот факт, что они не прислушиваются к их рекомендациям, мне говорит только об одном: по сути, они узурпировали правозащитные функции.
Насколько затратна по времени работа в ОНК?
Зоя Светова: Это волонтерская деятельность. Конечно, она занимает много времени. В Москве, например, восемь СИЗО, которые мы посещали, еще есть отделения полиции, которые мы могли посещать, и изоляторы временного содержания. Я ходила как минимум раз в неделю, чаще всего два-три раза в неделю. Но, поскольку это было в Москве, это было не так сложно. Сейчас я подала документы в Мордовию. Некоторые там удивлялись и говорили: как же вы будете в Мордовию ездить? Я объяснила, что в Мордовии все колонии расположены очень близко друг к другу и я думала, что буду выезжать, например, два раза в месяц и эти колонии посещать. Правозащитная деятельность — это деятельность, которой вы занимаетесь, потому что просто иначе не можете, вы видите реальные плоды своего труда.

Председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих, принимавшая участие в выборах общественных наблюдателей, заявила радиостанции, что правозащитники могли не попасть в новый состав ОНК из-за ошибок с документами. «Это не от меня происходит, я бы с удовольствием. О Масюк, например, я тоже специально только самые хорошие вещи говорила и говорю по сей день, — сказала она. — Понятно, что-то получилось, что-то не получилось, к сожалению. Кто-то не подал свои документы, не вовремя дал или неправильные документы дал». Каннабих уточнила, что более 25% заявлений общественных объединений о выдвижении кандидатур, поступивших в Общественную палату, не соответствовали требованиям, установленным законодательством.

Многие известные правозащитники не вошли в новые составы ОНК осенью 2016 года. При этом туда попали бывший начальник СИЗО «Бутырка» и фигурант «списка Магнитского» Дмитрий Комнов, а также основатель холдинга «Правда.ру» и член президиума организации «Офицеры России» Вадим Горшенин.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, отвечая на вопрос радиостанции, заявил, что в Кремле следят за ситуацией вокруг ОНК, и опроверг наличие каких-либо черных списков при отборе наблюдателей. «Мы следим. Безусловно, мы не вмешиваемся, — заявил Песков. — Здесь не может быть никакого вмешательства извне. Как всегда, обвинения всех и вся в наличии неких черных списков не имеют под собой никаких оснований».

Секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев заявил, что Елена Масюк не попала в состав ОНК из-за неверно оформленных документов и Общественная палата готова предоставить соответствующие опросные листы. Как сообщает РИА Новости, он отметил, что сам лично за то, чтобы Масюк была в ОНК, но «документы надо подготовить нормально».