Как банкротство поможет Митрофанову «списать» долг на 500 млн рублей
Суд признал банкротом обвиняемого в мошенничестве экс-депутата Госдумы Алексея Митрофанова. В ходе процесса выяснилось, что у него скопилось долгов более чем на 540 млн рублей, а имущества не хватит, чтобы погасить даже десятую часть. Банкротство в данном случае играет должнику на руку, полагают эксперты
Читать на полной версииНаходящийся в розыске экс-депутат Госдумы Алексей Митрофанов признан банкротом. Такое решение принял Арбитражный суд Москвы по иску «БМВ Банка». Пять лет назад, еще до начала уголовного преследования, парламентарий взял там кредит в 3,7 млн рублей на покупку машины, но долг так и не вернул.
В ходе процесса выяснилось, что у обвиненного в мошенничестве бывшего народного избранника скопилось долгов более чем на полмиллиарда рублей.
В суд с иском о банкротстве Алексея Митрофанова «БМВ Банк» обратился в начале этого года. В марте 2012 года тогда еще депутат Госдумы взял у банка кредит на сумму 3,697 млн рублей сроком на пять лет под 12% годовых. Ссуда парламентарию выдавалась на покупку BMW 750 LI. Кредитный договор предусматривал, что при наличии неисполненных или просроченных обязательств должник обязан уплатить неустойку в размере 0,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
В том же году Митрофанов попал в дело о мошенничестве. Он перестал платить банку и уехал в США. На момент подачи иска в январе этого года долг Митрофанова перед «БМВ Банком» вместе с «набежавшими» процентами составил 7,442 млн рублей. По закону, иск о признании гражданина банкротом суд принимает, если требования к гражданину составляют не менее 500 тысяч рублей, и они не исполнены в течение трех месяцев. В суде представитель Митрофанова отказался от урегулирования дела мирным путем.
Что нашли у экс-депутата
В мае этого года суд счел иск обоснованным и назначил начальную процедуру банкротства для граждан — реструктуризацию долгов Митрофанова. Финансовым управляющим должника был назначен Виктор Ельцов. В пятницу он рассказал суду об итогах конкурсного производства. От ответчика никто не явился. Ельцов сообщил, что за его период у Митрофанова обнаружилось шесть кредиторов. «Совокупный долг перед ними составляет 543,297 млн рублей», — сказал он, добавив, что на рассмотрении находится еще одно заявление кредитора. При этом у самого должника нашли совсем немного имущества — находящийся в залоге у банка автомобиль — BMW седьмой серии, «Жигули», земельный участок в Псковской области площадью 50 гектаров да 400 рублей на банковской карточке.
Выяснилось, что в 2014 году Митрофанов совершил две сделки по дарению и продаже имущества в пользу одного из своих родственников. «Однако говорить о том, что тогда должник отвечал признакам неплатежеспособности, нельзя», — отметил финансовый управляющий, не сообщив, что и на кого переписал Митрофанов. Ельцов просил признать должника банкротом и назначить процедуру реализации его имущества. Судья Татьяна Аландаренко так и поступила. Она удовлетворила иск и назначила отчет финансового управляющего на 6 июня 2018 года.
Стоит отметить, что смысл процедуры банкротства физлица — это найти имущество должника, продать его и погасить долги. Но в случае с Митрофановым понятно, что имущества на всех не хватит — он оказался «гол как сокол». Впрочем, это неудивительно. О том, какие последствия для Митрофанова будет иметь решение суда о признании его банкротом, рассказал управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Понятно, всех «космических» активов Митрофанова не хватит, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Забавным является тот момент, что после окончания процедуры банкротства в течение пяти лет Митрофанов обязан будет всех о нем информировать. В течение трех лет он не сможет быть директором или учредителем какой-либо организации. Но, видимо, господина Митрофанова это не сильно волнует. Любопытно, если у него смогут найти какое-то сокрытое имущество. Тогда у кредиторов появится хоть какой-то мизерный шанс. Но с другой стороны, представляется наиболее вероятным, что такой опытный общественный деятель как господин Митрофанов уже предпринял все меры для того, чтобы никто никогда ничего у него не нашел».
По словам адвоката, возвращаться из Америки Алексей Митрофанов явно не собирается, тем более что процедура взаимосвязи банкротства в России с аналогичной процедурой в США двумя странами до конца не согласована. «По сути, на нем это никак не отразится», — отмечает эксперт.
По мнению его коллеги, адвоката Андрея Соколова, признание банкротом, напротив, даже сыграет на руку экс-депутату. Он полагает, что его могут освободить от обязательств.
Андрей Соколов адвокат «Учитывая то, как сейчас развивается ситуация с Митрофановым, наиболее вероятной будет отмена плана реструктуризации долгов, и после завершения процедуры банкротства все займы и прочие долги будут прощены, то есть он будет освобожден от обязательств».
Дело о мошенничестве
Бывшего главы думского комитета по информационной политике Алексея Митрофанова уже несколько лет нет в России. Народного избранника от партии «Справедливая Россия» подозревают в попытке обмануть экс-соучредителя компании «Арктур-Строй» Вячеслава Жарова. По данным СКР, за 200 тысяч долларов Митрофанов пообещал ему решить вопрос с судебным разбирательством в Арбитражном суде по имущественному спору. Однако, на самом деле, депутат ничего делать не собирался, а планировал присвоить деньги.
В 2012 году при передаче части суммы Митрофанова и двух его подельников задержали. Парламентария вынуждены были сразу же отпустить, так как он показал удостоверение депутата. Он уехал за границу и в России с тех пор не появлялся. В 2013 году двое его соучастников — Александр Деревщиков и Рашид Саутиев — по приговору Мещанского суда получили два и три года лишения свободы соответственно. Они признали вину, и суд рассмотрел их дела в особом порядке. Еще один подельник — Али Кодзоев — скрылся и объявлен в розыск. 10 июня 2014 года Госдума лишила Митрофанова депутатской неприкосновенности по делу о покушении на мошенничество (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). О завершении расследования дела в отношении него не сообщалось.
После отъезда политика выяснилось, что он много кому должен. Так, в июне 2015 года вдова убитого в октябре 2013 года экс-владельца крупнейшей в Самарской области сети магазинов алкоголя «Горилка» Олега Дергилева Анна Дергилева в Дорогомиловском суде столицы отсудила у Митрофанова 63,8 млн рублей. После смерти мужа она нашла долговые расписки, выписанные на экс-депутата на сумму в 68 млн.
Сам Алексей Митрофанов в пятницу оказался недоступен для комментариев. Он не ответил на телефонные звонки, а также не отреагировал на запрос Business FM в соцсетях.