Столичные власти хотят построить рядом со скандально известным мусорным полигоном в Новой Москве крупнейшее в Европе кладбище. В начале октября жители Троицкого округа провели протестные акции, требуя остановить строительство свалки «Малинки». Их поддержали в Совете по правам человека. Теперь выясняется, что там появится не только полигон, но и кладбище под названием «Белые березки» площадью 580 гектаров.

По данным РБК, на реализацию проекта в городском бюджете заложено почти 2 млрд рублей. И, похоже, это правда, говорит эколог Наталья Белова:

— Они хотят пойти по сценарию Саларьево. Там же самая большая была тоже свалка. И, соответственно, рядом самое большое Хованское кладбище. Конечно, для жителей это очень нехорошо. Фактически мы идем по пути того, что изгаживаем одну территорию за другой.

— В каком сейчас состоянии находится решение по полигону?

— Решения пока официально никакого нет. Есть только документы, которые удается раздобыть с большим трудом. Официальных никто никуда не выкладывает и не предоставляет, но работы фактически идут. И туда возят все администрации, включая мою, где я депутатом являюсь. Нас всех приглашают туда на экскурсии. Там нам рассказывают сказки про то, как все это будет суперсовременно, супербезопасно. Пока там старая стоит законсервированная гора, новая — только готовится для нее место. По слухам, это все начнется с января месяца. Официально мы не видим пока никаких бумаг, мы только видим, что есть какая-то экспертиза. Но фактически, понимаете, какого-то распоряжения, подписанного Собяниным, нет. По нашим данным, мусор начнут возить уже в январе. Сейчас все подготовлено, ведутся экскурсии, пропаганда массированная о том, что все, кто не понимает, как это все модно и современно, значит, они очень глупые люди. И есть огромное сопротивление жителей близлежащих в основном, конечно, коттеджных поселков. Это конец грунтовым водам. Причем не только на ближайшие поселки. Вот люди думают: «Ой, я живу в 20 километрах, например, от стройки. Меня это не так сильно коснется». А никогда не знаешь, куда грунтовые воды эти выведут, то есть это может на самом деле откликнуться и до 30, и до 40 километров.

Появление новых кладбищ или расширение старых не решит глобальную проблему нехватки мест для захоронений, считает эксперт комиссии по похоронному делу Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве Антон Авдеев:

Антон Авдеев эксперт комиссии по похоронному делу Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве «Сама стратегия расширения постоянного и создания новых кладбищ, она неправильная, ошибочная. Поскольку земля конечна, то мы не можем бесконечно расширять кладбища, окружая города только этими погостами с крестами. Во-вторых, любое созданное кладбище требует не просто денег на его создание, но и постоянных расходов на содержание. Увеличение каждый раз, прирезание новых кладбищенских территорий — это тупик. Единственное решение, которое может здесь быть, это повторное использование брошенных мест захоронений. Но без эксгумации тех останков, которые были. Европа натолкнулась на эту проблему в середине XIX века, но они тогда пошли по пути выкапывания этих останков. Место захоронения они превратили в место платной парковки вашего умершего дедушки, и за сто лет у них разрушился язык традиционного общества. У нас была программа, которая позволяла эти места захоронения, брошенные, забытые, так сказать, использовать повторно без выкапывания. Она называлась «Опекунство». Это когда над ненужным никому местом захоронения человек берет на себя перед обществом ответственность за порядок на этой могиле с правом дальнейшего своего захоронения там. У нас такие площади где-то до трети доходят в стране. Это несколько сотен лет без всякого расширения кладбищ».

Кладбище и крематорий должны появиться в районе деревни Овечкино в Троицком округе. Рядом находится дачный поселок «Белые березки», название которого решили дать и будущему кладбищу.