Тарико теряет «Русский стандарт»
Дефолт по еврооблигациям структуры Тарико: ранее о том, что Russian Standard не расплатилась по своим обязательствам, заявляли держатели бондов. Выплата купона должна была состояться еще в конце октября
Читать на полной версииО допущенном дефолте структуры Рустама Тарико говорится в материалах Национального расчетного депозитария (НРД). Обеспечением по этим бондам выступают 49% акций банка «Русский стандарт».
При этом после нескольких лет убытков банк «Русский стандарт» третий квартал подряд получает прибыль. С январь по сентябрь банк заработал 1 млрд 400 млн рублей, в прошлом году за этот же период был убыток 3 млрд рублей. Что происходит с банком Тарико?
Банк «Русский стандарт» был пионером на рынке розничного кредитования. В начале нулевых у него фактически не было конкурентов. Население получало кредиты по очень высоким ставкам, плюс огромные комиссии и штрафы. До кризиса 2008-го банк успел прилично заработать. Потом начались «гонения» на него: бизнесом заинтересовалась прокуратура, Роспотребнадзор, подключился Геннадий Онищенко, началась борьба со скрытыми комиссиями, штрафами. Затем Центробанк ограничил размер процентных ставок по кредитам.
В кризис резко стали расти невозвраты по займам, финансовое состояние ухудшилось, объясняет начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий
Еврооблигации Russian Standard появились в результате реструктуризации еврооблигаций банка «Русский стандарт» два года назад. Тогда, по данным РБК, инвесторам показали презентацию, где говорилось, что уровень достаточности капитала может опуститься ниже нормативов ЦБ, и предложили выбор: либо списать бонды, либо реструктурировать. Тогда и была специально создана компания Russian Standard, обеспечением по новым еврооблигациям выступили 49% акций банка «Русский стандарт», купон составил 13% в валюте, с выплатой раз в полгода. Правда, при условии, что банк в течение двух кварталов подряд получает прибыль.
К 27 октября 2017 года условие сработало, но выплат не произошло. При том, что впервые за три года банк демонстрирует позитивный финансовый результат после совокупного убытка порядка 40 млрд рублей с 2014-го, говорит директор группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко.
Сергей Вороненко директор группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P «В основном это связано с медленным, но все же восстановлением чистой процентной маржи и с сокращением резервов по плохим кредитам. За 2014-2016 годы банк провел большую работу по расчищению, и мы сейчас видим стабилизацию проблемной задолженности на уровне порядка 10%, что для розничного банка — достаточно приемлемый уровень, я бы даже сказал, в среднем ниже, чем у сопоставимых банков. Главный вопрос — это перезапуск бизнес-модели».
Летом аудитор банка PwC обратил внимание, что значительная часть кредитов и инвестиций банка «Русский стандарт» приходится на компании, связанные с собственником. Об этом говорится в заключении к отчетности банка по МСФО за 2016 год. Речь идет и об инвестициях в алкогольный бизнес Рустама Тарико, и о покупке акций материнской компании, а также о кредитах связанным сторонам. В этом кроятся риски. Особенно, если учесть, как поступил Russian Standard со своими инвесторами.
Банк «Русский стандарт» не является эмитентом данных ценных бумаг — они были выпущены компанией Russian Standard Ltd, которая не контролируется банком и не входит в периметр консолидации банковской группы. Банк «Русский стандарт» не является обязанным лицом по этим бумагам, равно как и не поручался за исполнение обязательств по данным ценным бумагам, говорится в комментарии кредитного учреждения Business FM.