Кара за попадание в санкционные списки — штраф на 31 млн рублей
«Казус Кузнецовых». Суд все-таки разобрался в непростой ситуации, однако не в пользу заявителей. У отца и сына «отобрали» в пользу государства 31 млн рублей
Читать на полной версииСША деньги вернули, а российские суды — не хотят. Пострадавший от американских санкций россиянин Николай Кузнецов не смог добиться отмены штрафа от налоговой в размере 31 млн рублей в очередном арбитраже.
Три года назад сын вернул отцу его подарок, деньги на квартиру в Москве — 616 тысяч долларов. Деньги он перевел из одного российского банка в другой. По закону они должны были пройти через банк в США. Но в этот момент американцы ввели санкции против некоторых российских банков. И средства Кузнецовых так и остались на счету в США.
Николай просил вернуть средства. Когда, наконец, они были разморожены, то отправились на счет отца, в тот банк, куда они должны были попасть изначально. Но тут возникли юридические коллизии. Оказалось, что перевод валюты подпадает под статью об административных правонарушениях валютных резидентов. И ФНС забрала две трети суммы — 31 млн рублей — в качестве штрафа.
Казус в том, что Кузнецов-младший уже три года как нерезидент, он живет в Лондоне. А деньги он перевел в рамках возврата средств, что разрешено российским законодательством, то есть он ничего не нарушал. Однако обращение в ФНС, а затем и в суд не помогло. Кузнецовы проиграли его и апелляцию. Беспределом правосудия назвал судебный вердикт отец Николая Вячеслав Кузнецов:
Вячеслав Кузнецов заявитель «Я всесторонне изучил этот вопрос. Я сам доктор юридических наук. И я понимаю, о чем идет речь. И это решение суда необъяснимо с точки зрения закона. Я спрашивал у судьи: «Может быть, вам что-то непонятно?» Я вижу некоторое замешательство на его лице. Нет, все понятно, все нормально. Выносит решение вот такое, совершенно безобразное, несуразное, незаконное, необоснованное. Ну что делать, будем идти дальше. Кассация и Верховный суд, Конституционный суд, в конце концов, Гаага. Что нам делать? Не давить же труд всей моей жизни ни за что ни про что. Если бы меня попросили, я бы часть отдал. А так по-хамски отнимать собственность, которая нажита тяжелым трудом и с которой заплачены налоги, это невозможно. Это не правовое государство».
Ранее в думском комитете по налогам, который когда-то инициировал закон о защите «санкционных» бизнесменов, Business FM обещали, что подумают, нужно ли что-то менять в законе после того, как иск пройдет третью инстанцию.
Но сейчас первый зампред комитета депутат Сергей Катасонов сообщил, что в повестке этой темы нет. На вопрос, почему ради Кузнецова тоже не принять конкретный закон, чтобы вернуть человеку его деньги, Сергей Катасонов признался: Кузнецовым нельзя то, что можно олигархам:
Сергей Катасонов депутат «Тот закон принимался в пользу определенных лиц, которые смогли пролоббировать это решение именно из-за того, что они являются и крупными налогоплательщиками, и состоятельными людьми. Защищая тех состоятельных людей, в любом случае мы пытаемся защитить и доходы нашего бюджета».
У семьи Кузнецовых может появиться шанс возместить потери в новом году. Об этом заявил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев:
Владимир Груздев председатель правления Ассоциации юристов России «С 1 января 2018 года норма о валютном резидентстве будет отменена. Уже инициатива правительства поддержана в Государственной думе. Думаю, что законодатель поправит те разночтения, которые были на сегодняшний день, и будем надеяться, что подобным решением они будут изменены. Если эта норма будет улучшать позицию налогоплательщика, у него могут появиться возможности для возмещения той суммы штрафа, которая сегодня ему назначена судом».
Такие инциденты, решения судов, жесткие инструкции регуляторов и нежелание власти проявить участие к невинно пострадавшему человеку — лучший мотиватор выводить деньги, считает председатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент» Алексей Голубович:
Парадокс, но в итоге получается, что законопослушных Кузнецовых обобрали в России, причем по закону и в наказание за американские санкции. Но, в отличие от своих, власти США деньги им все же вернули.