Если завтра отмена санкций, готова ли Россия к конкуренции?
Российским производителям сказали быть готовыми к отмене санкций. «Это рано или поздно закончится», — заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов
Читать на полной версииПервый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что российские производители всегда должны быть готовы к отмене санкций и контрсанкций и к тому, что административная поддержка может исчезнуть в любой момент.
Как сказал Шувалов, «мы не хотим защищать свой рынок для того, чтобы конкуренция затухала». Готова ли наша продукция конкурировать с иностранной, если санкции и контрсанкции вдруг отменят?
Например, с момента введения эмбарго объемы производства сыра в России возросли на 34%. И сегодня в условиях санкций доля импорта составляет 30%, а до эмбарго эта доля превышала 50%. Молочная отрасль восстанавливается медленно из-за длительных сроков окупаемости молочных ферм — порядка десяти лет. Кроме того, она зависима от импорта в плане оборудования, ингредиентов и заквасок. В итоге при отмене контрасанкций российские сыры не выдержат конкуренции, говорит эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова:
Марина Петрова генеральный директор Petrova Five Consulting «На данный момент мы не готовы в полном объеме конкурировать с зарубежными сырами, особенно европейскими, ранее поставляемыми из Германии и Голландии, в силу того, что себестоимость молока у нас выше и, соответственно, себестоимость сыра у нас выше. Что касается стоимости сыра, то до эмбарго поставки составляли порядка 3 евро, то есть это 210 рублей, а, соответственно, сегодня в России у производителя средняя цена — это порядка 400 рублей и выше за килограмм сопоставимого полутвердого сыра группы «Тильзитер».
Под эмбарго попали поставки говядины, свинины, овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Могла бы наша дальневосточная рыба по цене конкурировать с европейской?
Герман Зверев президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников «Пока нет. Главная причина — вся импортная рыба, которая ввозилась в Россию, эти контракты страховались в специальных государственных фондах, и она ввозилась без предоплаты. Все российские рыбопереработчики получали датскую креветку, фарерскую селедку, норвежскую селедку без предоплаты. Они могли платить деньги за это сырье через четыре-шесть месяцев. Это колоссальный люфт, колоссальная преференция. Мы, работая на Дальнем Востоке от путины к путине, такой роскоши лишены, мы работаем, как правило, за предоплату, и это существенно ухудшает наши финансовые условия по сравнению с импортными компаниями».
В июле российские власти продлили действие предыдущей редакции продовольственного эмбарго до конца 2018 года.