Саудовская элита отдаст короне $100 млрд, чтобы выйти из «позолоченной тюрьмы»
Король Саудовской Аравии и его сын ведут страну к радикальным переменам, которые западная пресса уже назвала «долгожданной арабской весной»
Читать на полной версииВ Саудовской Аравии продолжаются реформы под флагом борьбы с коррупцией. Кронпринц рассказал, что 95% задержанных олигархов согласились отдать деньги короне. The New York Times называет радикальные перемены курса страны «долгожданной арабской весной Саудовской Аравии», только в данном случае Эр-Рияд решил предвосхитить восстание низов.
Принц Мухаммед ибн Салман твердо намерен втащить отчаянно сопротивляющиеся саудовские элиты в новое тысячелетие. В интервью NYT сын действующего монарха Салмана аль Сауда рассказал, что из 200 задержанных богачей и членов королевской семьи только 5% отказались откупиться от обвинений в коррупции. Нескольким удалось на месте доказать свою невиновность, остальные предпочли попытать удачу в суде.
По оценкам кронпринца, к концу операции казна королевства пополнится на 100 млрд долларов, и поступления уже начались. Об атмосфере в эр-риядском Ritz Carlton, где содержатся опальные саудовские олигархи, рассказывает корреспондент ВВС и первая журналистка, побывавшая внутри превращенного в тюрьму отеля, Лайз Дусет:
«Ritz Carlton — самый роскошный, самый престижный отель Саудовской Аравии. Теперь он знаменит на весь мир как позолоченная тюрьма для саудовской элиты. Такого нет ни в одном СИЗО в мире. Огромный бассейн, рестораны, спортивный зал, все просто сияет. По рассказам местных чиновников, когда задержанных привезли сюда около полуночи 4 ноября, все были, естественно, недовольны. Некоторые думали, что это лишь показательное задержание и им ничего не угрожает. Но, когда люди поняли, что все серьезно, многие были в ярости. Представьте, что вы владелец огромного состояния, а теперь вам вручают досье с огромным набором улик против вас. По словам властей Саудовской Аравии, почти все решили пойти на сделку, согласились отдать государству, как сообщается, значительные суммы денег, лишь бы покинуть это место».
Планы короля и кронпринца не ограничиваются выбиванием предположительно преступных денег из приближенных. По словам Мухаммеда ибн Салмана, сверхцелью является реформация суннитского ислама вообще. Сам он настаивает на формулировке «восстановление». NYT рассказывает, как кронпринц попросил одного из министров показать журналисту фотографии Саудовской Аравии до 1979 года, когда ваххабизм был принят в качестве де-факто государственной идеологией: тогда были и женщины в юбках с непокрытой головой, и концерты, и кино.
Эр-Рияд берет курс на умеренный ислам, и пока реформы общественного строя находят огромную поддержку у молодого поколения саудитов. В Саудовской Аравии это сила: 65% населения страны сегодня младше 30 лет. Но остаются и серьезные экономические проблемы, продолжает в беседе с Bloomberg основатель и управляющий партнер Jaguar Growth Partners Гэри Гаррабрант:
«Есть множество стран, знаменитых своей коррупцией. Саудовской Аравии среди них нет. Поэтому все и удивились такому развитию событий. В данном случае следует, как говорится, смотреть за пределы заголовков, чтобы понимать, что происходит в действительности. Проблема Саудовской Аравии, на наш взгляд, не в коррупции как таковой, а, скорее, в глубочайшем экономическом неравенстве между окружением королевской династии и всеми остальными. В Саудовской Аравии есть бедность, мало социальных лифтов, нет прогрессивности, нет международного общества, это закрытая система. Да, есть и коррупция, но куда большая проблема в том, что одним принадлежит так много, а другим — так мало, и почти без перспектив».
Антикоррупционным драйвом и религиозной умеренностью 81-летний король и его 32-летний сын надеются привлечь в Саудовскую Аравию новые инвестиции. Страна серьезно пострадала от падения цен на нефть и взяла курс на избавление от пресловутой «нефтяной иглы». Похоже, Мухаммед ибн Салман стремится стать саудовским Ли Куан Ю. Автору сингапурского экономического чуда приписывают фразу: «Чтобы победить коррупцию, посадите трех своих друзей». Саудовский кронпринц решил посадить сразу 200 — с запасом.