Чубайс вступился за Меламеда: «Мы заплатили за консультанта 220 млн и сберегли 10 млрд»
Глава «Роснано» дал показания на процессе по делу своего предшественника на посту руководителя госкорпорации Леонида Меламеда, обвиняемого в растрате. Он считает, что сотрудничество с фирмой подсудимого никакого ущерба не нанесло, а, напротив, принесло прибыль
Читать на полной версииРуководитель «Роснано» Анатолий Чубайс 24 ноября дал показания в Черемушкинском суде Москвы на процессе по уголовному делу экс-главы этой компании Леонида Меламеда и его бывшего заместителя Святослава Понурова, обвиняемых в растрате 227 млн рублей, принадлежавших корпорации. Первоначально прокуратура его вызвала как свидетеля обвинения, но, по сути, он оказался свидетелем защиты.
Чубайс заявил, что считает абсолютно законным привлечение компании «Алемар», которой раньше владел Леонид Меламед, в качестве инвестиционного консультанта. По его мнению, цена на ее услуги была не завышенной, а даже заниженной, а сотрудничество с ней позволило государству сэкономить 10 млрд рублей.
Приезд Анатолия Чубайса привлек много внимания. Все места в обычно полупустом зале оказались заполнены до отказа, и работникам суда даже пришлось заносить дополнительные лавки. Не обошлось без накладок. К приезду известного свидетеля хотели открыть обе створки дверей зала суда, но замок оказался сломан. Пришлось срочно вызывать слесаря, который выпилил замок и открыл двери. Поэтому слушание началось с опозданием на полчаса.
Заняв место на свидетельской трибуне, Анатолий Чубайс извинился за то, что не смог приехать к 10 утра из-за занятости. Он заверил, что неприязненных чувств к подсудимым не испытывает, и рассказал, что познакомился с Леонидом Меламедом в конце 1999-го или начале 2000 года на предыдущем месте работы в РАО «ЕЭС». Примерно в то же время или чуть позже состоялось и его знакомство со Святославом Понуровым.
Свидетель сообщил, что возглавил «Роснано» в 2008 году, сменив в должности гендиректора корпорации Леонида Меламеда. Как отметил Чубайс, к его приходу в «Роснано» поступило много заявок от различных компаний, однако у корпорации не было ни одного инвестиционного проекта. «Нас критиковали, и очень активно, в том числе ваши коллеги», — сказал Чубайс прокурору. По его словам, претензии заключались в том, что «Роснано» не реализует ни одного инвестпроекта, но живет на проценты от выделенных государством средств, хранящихся на депозитных счетах в банках.
Свидетель рассказал, что в «Роснано» даже ввели премирование сотрудников за утвержденный наблюдательным советом проект. Однако, чтобы исключить их заинтересованность, было решено нанять инвестиционного консультанта. Чубайс подчеркнул, что эту инициативу выдвинул он сам. Инвестиционного консультанта решили отбирать по тендеру. В конкурсе приняли участие четыре или пять фирм, одним из претендентов была компания «Алемар». За проведение тендера отвечал Святослав Понуров.
По словам свидетеля, когда определился победитель, встал вопрос об аффилированности компании «Алемар» с бывшим руководителем «Роснано» Леонидом Меламедом. «Одни считали, что она есть, другие — что нет», — выступал Чубайс. Корпорация выяснила, что экс-глава «Роснано» хоть и не являлся акционером фирмы, но был вице-президентом «Алемара». Вопрос о возможности заключения с фирмой контракта вынесли на заседание правления «Роснано». В итоге никто из тех, кто сомневался в аффилированности, не возражал, и единогласно было принято решение о заключении с компанией «Алемар» договора на оказание услуг советника корпорации «Роснано».
«Считаю, что тендер был проведен абсолютно законно и корректно, а компания законно взяла на себя выполнение задач», — сказал Анатолий Чубайс. Он считает, что фирма «блестяще справилась» с поставленными перед ней задачами. По его данным, за полгода работы компания проанализировала более 30 проектов, а по результатам ее работы было заключено около 20 договоров. Корпорация профинансировала инвестпроекты на сумму около 40 млрд рублей. «Мы заплатили 220 млн рублей за консультанта и сберегли для корпорации 10 млрд. Я считаю, это хорошо», — сказал Анатолий Чубайс.
Свидетель сообщил, что критерием для выбора компании «Алемар» была не только заявленная ею цена на оказание услуг, но еще ряд задач, которые она бралась выполнить. Победитель должен был уметь производить финансовый и экспресс-анализ проектов, заниматься привлечением инвестиций, вести контроль за целевым расходованием средств, а также выполнять задачи по доработке системы мотивации.
Кстати, по словам Чубайса, компания «Алемар» вскрыла налоговые неточности международной аудиторской фирмы «Делойт и Туш» (Deloittе & Touche), с которой ранее работала ГК «Роснано». После этого госкорпорация отказалась продолжать с ней сотрудничество.
Свидетель очень высоко отозвался о профессиональной квалификации Леонида Меламеда. Он назвал его «одним и самых высококвалифицированных специалистов» по инвестициям в России. «Даже директора крупных заводов говорили, что раз уж Меламед сказал «да», то да», — вспоминал свидетель. По его мнению, работа компании «Алемар» в качестве инвестиционного консультанта «Роснано» «позволила заработать и сэкономить для корпорации существенные средства».
Отвечая на вопросы прокурора Людмилы Баландиной о том, была ли у самих сотрудников корпорации возможность оказывать консультационные услуги с учетом их интересов, Анатолий Чубайс отметил: «Вы правильно задали вопрос». Он сказал, что сотрудники всегда заинтересованы в максимальной оплате своих услуг. Именно поэтому в крупных компаниях исключен вариант, когда размер оплаты их работы определяет отдел кадров. Специалистов всегда привлекают со стороны, сказал свидетель.
«А стоимость услуг «Алемара» не показалась вам завышенной?» — спросил второй прокурор Алхас Гицба. «Цена была заниженной. Работа стоит дороже», — ответил свидетель. Он добавил, что «Роснано» «сильно поджимало время» — надо было утверждать проекты.
Также Анатолий Чубайс в ходе допроса признался, что поддерживает отношения с другим фигурантом уголовного дела — объявленным в розыск бывшим заместителем Леонида Меламеда Андреем Малышевым. «А вам известно, он за пределами РФ или нет?» — задала прокурор Баландина вопрос свидетелю. «Это лучше вам у него спросить», — уклонился Чубайс от ответа.
После процесса, выйдя из зала суда, Чубайс заявил журналистам, что рассчитывает на вынесение подсудимым оправдательного приговора. «Мы ожидаем справедливое и законное решение суда. На наш взгляд, у суда есть все основания для вынесения оправдательного приговора», — сказал он.
Приезд Анатолия Чубайса в суд Business FM прокомментировал адвокат Сергей Михайлов:
Сергей Михайлов адвокат «Вызывать на допросы в суды чиновников такого уровня — тенденция новая. Вероятно, это можно считать своеобразным напоминанием обществу о том, что избранных перед лицом закона нет. Например, суд уже в четвертый раз вызывает на допрос Игоря Сечина, одного из самых влиятельных государственных деятелей в нашей стране. Интересно, что сами показания Чубайса, скорее, были нужны стороне защиты, чем обвинению, так как он с самого начала утверждал, что Меламед невиновен».
В свою очередь, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов считает, что показания Анатолия Чубайса в суде могут привести к переквалификации действий фигурантов и последующему прекращению дела за истечением срока давности:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Особенностью показаний Анатолия Чубайса стал тот факт, что он смог подтвердить необходимость привлечения подобных дорогих «консультантов» и факт реальности выполнения ими работ для «Роснано». Конечно, экспертиза поступающих в госкорпорацию проектов со стороны компании, в которой Меламед был совладельцем, выглядит очень подозрительной. Однако при соблюдении условий и подтверждения Чубайсом того, что работы компанией «Алемар» выполнялись должным образом и были необходимы «Роснано», его показания могут привести к переквалификации действий подсудимых с ч. 4 ст. 160 УК РФ «растрата» на более мягкую ч. 1 ст. 201 УК РФ «злоупотребление полномочиями» с возможным прекращением уголовного преследования Меламеда в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности по более «легкой» статье Уголовного кодекса».
Бывшему главе «Роснано» Леониду Меламеду, его заместителю и финансовому директору госкорпорации Святославу Понурову и еще одному бывшему заместителю Андрею Малышеву вменяется растрата (ч. 4 ст. 160 УК РФ) средств госкорпорации в особо крупном размере. По версии следствия, в 2008 году, вместо того чтобы самостоятельно проверять и оценивать инвестиционные контракты, предложенные «Роснано», ее руководители передоверили это фирме «Алемар», которой ранее владел Леонид Меламед. В результате компания, по данным следствия, необоснованно получила 227 млн рублей, тем самым обеспечив своему бывшему начальнику при увольнении «золотой парашют». Следственный комитет считает, что все работы ГК «Роснано» должна была выполнять только своими силами, без привлечения сторонних организаций.
Андрей Малышев в ходе следствия уехал за границу на лечение. Ему заочно предъявили обвинение, а Басманный суд заочно заключил его под стражу. Что же касается Леонида Меламеда и Святослава Понурова, оба фигуранта находятся под домашним арестом. При этом в ходе следствия Понуров год провел в СИЗО и вышел на свободу только после того, как Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение (впоследствии генпрокурор Юрий Чайка отменил решение одного из своих заместителей и направил дело в суд).
В ходе судебного процесса, который начался в мае этого года, подсудимые вину не признали. Тем не менее еще до начала разбирательства Леонид Меламед открыл счет и организовал перечисление на него суммы инкриминируемого ущерба. Этот счет арестован.